Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Телескоп «Гайя» открыл 400 миллионов новых звезд

Ученые представили первую версию самой подробной карты звездного неба за всю историю астрономии. Она была составлена космическим телескопом «Гайя» и включает более 1,1 млрд звезд, из которых 400 млн ранее не были известны.

Карта была размещена на сайте проекта, о чем говорится в пресс-релизе Европейского космического агентства. Кроме того, в ближайшем номере журнала Astronomy & Astrophysics выдут 15 статей, посвященных анализу этого массива данных.

Телескоп «Гайя» был запущен в декабре 2013 года, а в июле 2014-го он приступил к полноценной работе. Опубликованная версия карты содержит сведения, собранные за первые 14 месяцев работы аппарата, вплоть до сентября 2015 года. В ней можно найти данные о 1142 миллионах звезд.

Ранее самой полной считалась карта, составленная космическим телескопом «Hipparcos»в 1989-1993 годах, однако она включает в себя в 20 раз меньше звезд, чем карта в исполнении «Гайи», а также в 2 раза уступает ей по точности. Примерно 400 млн звезд из новой карты ранее никогда не фигурировали ни в каких астрономических каталогах.

Данные «Гайи» помогут выяснить характер движения и точное расстояние до звезд, сгруппированных в 400 кластерах в радиусе до 4800 световых лет от Земли. Кроме того, ученые уже нашли на новой карте 3100 ранее неизвестных переменных звезд, чья светимость периодически колеблется.

Карта поможет идентифицировать звезды, перспективные с точки зрения поиска экзопланет. Впрочем, сами специалисты признаются, что они не в состоянии обработать весь массив информации. Поэтому к работе с картой планируется привлечь астрономов-любителей из всех уголков Земли.