Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Динозавры замерзли насмерть

Климатологи рассказали о морозной погоде, которая установилась на Земле вскоре падения астероида 66 млн лет назад. Она оказалась губительной для динозавров, а также стала косвенной причиной вымирания многих морских существ.

К такому выводу пришли немецкие ученые, чья статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Как известно, на рубеже мела и палеогена, около 66 млн лет назад, на Земле произошло массовое вымирания, в ходе которого исчезли динозавры, аммониты и другие группы организмов. Согласно одной из гипотез, его причиной стало падение гигантского астероида в районе полуострова Юкатан.

Чтобы выяснить, как разворачивалась эта драма, авторы статьи задействовали новейшие климатические модели. Ученые сосредоточились на газах SO2 и SO3, выброшенных в атмосферу, когда в месте астероидного удара «вскипели» горные породы. В отличие от пыли, которая быстро осела, взвесь этих газов задержалась в атмосфере на несколько лет. Отражая солнечный свет, она способствовала охлаждению нашей планеты – подобный эффект в наши дни наблюдается при вулканических извержениях.

Выяснилось, что в течение первых трех лет после столкновения Земли с астероидом на ней установились настоящие морозы. Среднегодовая температура на нашей планете упала аж на 27 градусов Цельсия. Если учесть, что в конце мелового периода на Земле было в среднем на 4-7 градусов теплее, чем сейчас, можно понять, насколько сильным шоком мороз стал для тогдашней теплолюбивой биоты.

Кроме того, площадь льдов на море после катастрофы возросла в 6 раз, а температура поверхности воды снизилась с 21 градуса до 6. Охлажденные верхние слои воды опустились вниз, вытолкнув на поверхность придонную воду, богатую органикой. Это привело к вспышке размножения водорослей и цветению океана. Из-за выделившихся токсинов могли погибнуть и многие морские существа.

Впрочем, эта теория не объясняет, почему вместе с динозаврами не вымерли также черепахи и крокодилы, которые не отличаются морозостойкостью. Поэтому другие специалисты полагают, что падение астероида никак не могло быть основной причиной исчезновения динозавров с лица Земли – они пришли в упадок задолго до этого события.