Top.Mail.Ru
3 мая ‘24
Пятница
Навигация

Яйца сохранили ДНК эму, возраст которой 19 тыс. лет

Яичная скорлупа оказалась хорошим хранилищем для древней ДНК. Ученые смогли выделить генетический материал эму, возраст которого составляет около 19 тыс. лет. В будущем методика может оказаться полезной при исследованиях различных птиц и рептилий.

Анализ яичной скорлупы позволил изучить последовательность ДНК птиц, тысячелетиями хранившуюся в структуре карбоната кальция. Методика способна обеспечить прорыв в генетике и эволюции птиц.

Шарлотта Оскам и Майкл Банс из университета Мердока в Перте (Западная Австралия) использовали приемы, применяемые для извлечения ДНК из костных останков, несколько изменив их. В результате им удалось выделить митохондриальную ДНК эму (Dromaius novaehollandiae), возраст которой составляет 19 тыс. лет, а также 13-тысячелеттнюю ядерную ДНК эму. Кроме того, этим же способом удалось обнаружить митохондриальную ДНК еще одного вымершего вида -- слоновой птицы, обитавшей на Мадагаскаре. Обнаружили ученые и ядерную ДНК вымершей моа.

«Оказывается, ДНК хорошо сохраняется в ловушке из матрицы карбоната кальция», -- приводит слова Банса New Scientist. Запертая в структуре яичной скорлупы ДНК в меньшей степени подвергается воздействию бактерий, чем в костях. В результате она лучше сохраняется, а также меньше смешивается с посторонним генетическим материалом, отмечают исследователи.

Кроме того, яичная скорлупа хорошо поддается датировке при помощи радиоуглеродного метода, что позволяет точно определять возраст находок. Анализ позволяет установить и некоторые свойства окружающей среды, наложившие отпечаток на состав скорлупы отложенного яйца.

«Это крупное достижение, -- прокомментировал успех коллег специалист по генетике птиц Хайме Гонгора из университета Сиднея. -- Извлечение даже небольшого количества ДНК по-настоящему важно для изучения древних птиц».

С Гонгорой согласен специалист Австралийского национального университета в Канберре Мэтт Филипс. «Более эффективная возможность добывать генетическую информацию ДНК клеточного ядра обещает нам возможность лучше проследить за эволюцией, чем это возможно в настоящее время», -- отметил Филипс.

Ученые рассчитывают, что методика позволит изучить многих известных, но уже вымерших птиц, таких как моа, слоновая и громовая (род Dromornis) птицы. Также исследователи рассчитывают, что аналогичным образом получится проанализировать и яичную скорлупу рептилий.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.