Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Созданию термоядерного реактора мешают непрофессионалы

Сооружение Международного термоядерного экспериментального реактора тормозится и откладывается по причине непрофессионализма руководства и отсутствия долгосрочных договоренностей, считает председатель Совета ИТЭР Евгений Велихов.

Проекту строительства во французском Кадараше Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) мешает отсутствие договоренности по долгосрочному плану сооружения установки и непрофессионализм руководства. Об этом заявил на международном конгрессе «Атомэкспо» президент Курчатовского института, председатель совета ИТЭР Евгений Велихов, передает РИА «Новости».

Велихов назвал ИТЭР одним из важнейших международных проектов, отметив, что «уже сделано необратимое решение -- создана организация ИТЭР», но по ряду проблем реализация проекта задерживается. «Мы до сих пор не договорились о главном -- по долгосрочному плану сооружения установки ИТЭР и соответствующему финансированию», -- отметил Велихов. Он подчеркнул необходимость существенно улучшить управление проектом, «потому что на первом этапе управление оказалось непрофессиональным, и нам пришлось сменить все руководство организации ИТЭР».

Российский академик отметил, что реализация проекта ИТЭР в течение длительного срока приводит к его удорожанию. «Вы видите, как безумно меняется соотношение между валютами и что происходит на финансовых рынках. Но это одна половина. Если вы так долго делаете проект, то каждый день существования такой организации (как ИТЭР) и всей кооперации стоит несколько миллионов долларов», -- сообщил Велихов.

Он рассказал, что накануне он беседовал с еврокомиссаром по исследованиям и разработкам и получил заверение, что для Евросоюза ИТЭР -- один из важнейших проектов. Европейцы рассчитывают до 10 июля решить все внутренние проблемы в отношении проекта и, прежде всего, согласиться по предложениям в рамках долгосрочного плана. «Мы рассчитываем, что у нас будет специальное заседание совета ИТЭР в конце июля, в 20-х числах, на котором мы сможем принять решение», -- добавил Велихов.

ИТЭР

В создании реактора ИТЭР участвуют Евросоюз, Швейцария, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, США и Россия. Страны Европы вносят около 50% финансирования, на долю России приходится примерно 10% от общей суммы, которая будет инвестирована в форме высокотехнологичного оборудования, отдельных компонентов и диагностического оборудования.

Стройку, стоимость которой первоначально оценивалась в €5 млрд, планировалось закончить в 2016 году, однако постепенно предполагаемая сумма расходов выросла вдвое, и сейчас начало экспериментов ожидается не ранее 2019 года. В конце апреля Велихов сообщил, что реактор в 2026 году может начать работу на своем основном топливе -- дейтериево-тритиевой плазме.

Строительство ИТЭР, термоядерной установки, стоимость которой оценивается в €10 млрд, призвано помочь инженерам и физикам проверить принципиальную возможность использования термоядерной реакции слияния ядер изотопов водорода с образованием гелия в качестве источника электроэнергии. Согласно расчетам, реактор будет производить примерно в десять раз больше энергии, чем потреблять.

Перестановки в руководстве

В начале мая журнал Nature со ссылкой на неназванные источники сообщил, что проект ИТЭР ожидают новые крупные перестановки в руководстве: в середине июня 2010 года гендиректора проекта Канамэ Икэду может сменить физик Осаму Мотодзима. Бывший японский дипломат и инженер-ядерщик Икэда возглавляет проект с самого начала, с 2007 года. Он был избран на пятилетний срок, и его отставка может стать второй крупной перестановкой в проекте за последние месяцы: в феврале руководителя проекта со стороны ЕС Дидье Жамбье сменил британский физик Фрэнк Бриско.

Официальный представитель проекта Нил Кальдер подтвердил, что на следующем заседании совета ИТЭР в июне ожидаются изменения в руководстве. Вероятный новый директор ИТЭР, 61-летний Мотодзима с 1991 по 2002 год контролировал строительство японской термоядерной установки -- стелларатора LHD (Large Helical Device). Некоторые наблюдатели полагают, что после назначения новый директор может начать значительные кадровые перестановки. «Я не удивлюсь, если при нем начнется крупная перетряска в менеджменте ИТЭР», -- сказал в интервью Nature физик, близкий к проекту и просивший не называть его имени.

Курчатовский институт

Курчатовский институт -- многопрофильный научно-исследовательский центр национального масштаба с развитой экспериментальной базой, включающей в себя ядерные реакторы и критические стенды, установки для термоядерного синтеза и плазменных технологий, ускорительные комплексы, кластерную технологическую линию для микроэлектроники и другие объекты.

В число научных исследований и задач Курчатовского института входят теории элементарных частиц и процессов, происходящих при столкновении атомов и молекул; проблемы атомно-водородной энергетики и эксперименты по управляемому термоядерному синтезу; разработка современного химического лазера; научное руководство проектированием АЭС, атомных подлодок и ледоколов; физические эксперименты в диапазоне излучений от инфракрасного до мягкого рентгеновского на специализированном источнике синхротронного излучения.

25 декабря 1946 года в отделе Игоря Курчатова на реакторе Ф-1 (физический первый), расположенном на территории лаборатории № 2, была проведена первая цепная реакция деления урана. В дальнейшем Курчатовский институт принял участие в создании в СССР атомных подводных лодок, исследовании вариантов применения атомной энергии для космических целей, летательных аппаратов, в создании высокотемпературных источников атомной энергии и других исследованиях.

В ноябре 2006 года представители шести стран (Индии, Китая, России, США, Южной Кореи, Японии) и Евросоюз подписали соглашение об образовании Международной организации по осуществлению проекта строительства ИТЭР. В основу первого термоядерного реактора ИТЭР положена разработанная в Курчатовском институте система «токамак». ИТЭР станет крупнейшей в мире экспериментальной установкой для демонстрации научной и технической осуществимости термоядерной энергетики.