Москва
14 октября ‘19
Понедельник

Рогозин разгадал Arctic Sea

Посол России в НАТО Дмитрий Рогозин рассказал в деталях, как проходила операция по освобождению Arctic Sea, почему в поиски вмешался Дмитрий Медведев, почему моряки после освобождения были изолированы, и опроверг слухи о наличии секретного груза на борту. Между тем родственники задержанных жителей Эстонии уверяют, что их подставили.

Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин рассказал в интервью немецкому изданию Spiegel, что слухи о наличии секретного груза на борту Arctic Sea -- всего лишь русофобия. По его словам, история с захватом сухогруза продемонстрировала необходимость сотрудничества стран Североатлантического альянса и Москвы в борьбе с пиратством.

Первые разгадки

Дмитрий Рогозин рассказал, что о захвате судна один из моряков предупредил в sms-сообщении. Позже моряки делали вид, что пиратов уже нет на судне. «Пираты вынудили капитана сообщить в транспортную компанию, что все в порядке и захватчики покинули судно», -- рассказал посол России в НАТО.

«После того как пираты проплыли Ла-Манш, они выключили сигналы. Тогда мы поняли, что необходимо вмешательство президента», -- рассказал Рогозин.

По словам Рогозина, он встретился 11 августа с генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном и сообщил ему, что России нужна помощь в поисках пропавшего сухогруза. «Расмуссен пообещал помочь. На следующий день руководитель нашей военной группы позвонил мне. Коллеги из НАТО прислали ему координаты судна. Я немедленно передал данные в главный штаб ВМФ и главкому ВМФ в Москве. Эти данные соответствовали тем, которые уже были получены российскими военными», -- сообщил Рогозин.

В этот же день, 12 августа, Дмитрий Медведев поручил Анатолию Сердюкову заняться поисками сухогруза.

По словам Рогозина, в дальнейшем российские военные совместно с силами НАТО ежедневно контролировали скорость и перемещение судна. Arctic Sea сначала направлялся к Бразилии, однако затем резко изменил курс к островам Зеленого Мыса. «Мы предположили, что пираты следуют в Сенегал, Гамбию или Гвинею-Бисау, нашей задачей было помешать им достигнуть пункта назначения», -- заявил Рогозин.

Что касается сравнительно небольшой суммы требуемого выкупа в размере $1,5 млн, то эта сумма, по предположению властей, могла быть увеличена в дальнейшем. «Мы не хотели позволить пиратам дойти до африканского побережья, чтобы излагать новые требования», -- отметил Рогозин.

При этом он подчеркнул, что сухогруз перевозил только древесину и речь шла лишь о выкупе за судно. «Мы имеем дело с пиратством. Сомалийские пираты продемонстрировали свою безнаказанность, и у них появились подражатели», -- отметил он. «Военный спецназ ночью (в ночь на 17 августа. -- Infox.ru) взял штурмом сухогруз и провел успешную операцию по освобождению моряков», -- подытожил Дмитрий Рогозин. Он отметил, что властям пришлось оставить в неведении всех о контролируемых передвижениях сухогруза, поскольку на борту Arctic Sea было радио и телевидение.

Использованы втемнуюГруппа арестованных по делу о захвате российского сухогруза Arctic Sea могла быть нанята спецслужбой одной из стран Евросоюза специально для проведения захвата судна, пишет сегодня газета «Московский комсомолец» со ссылкой на неназванный источник в Минобороны.
«В США подозревают, что на борту были материалы для «грязной бомбы». А в Москве говорили о передаче атомных технологий Сирии», -- задал вопрос корреспондент Spiegel.

«Это грязные спекуляции. Когда такая страна, как наша, сталкивается с подобной проблемой, всегда кто-то нелепо спекулирует. Один эстонский генерал поразил нас своим цинизмом и некомпетенцией. Не хочу называть имени, но я имею в виду бывшего главу вооруженных сил Эстонии, докладчика ЕС по проблеме пиратства (адмирал Тармо Кыутс. -- Infox.ru). Он предположил, что Россия транспортировала крылатые ракеты Х-55 в Иран. У адмирала, возможно, проблемы с географией. Чтобы доплыть до Ирана, проще проделать путь через Каспийское море. Это просто ерунда и безответственные заявления. Любой информационный вакуум всегда приводит к появлению самых диких слухов», -- подчеркнул Рогозин.

По словам Дмитрия Рогозина, члены экипажа после освобождения были изолированы в связи с подозрениями следователей о наличии среди моряков возможных сообщников задержанных. Пока моряки остаются в Москве.

Пираты плыли на заработки

Власти Эстонии рассказали об уголовном прошлом подозреваемых в захвате сухогруза Arctic Sea. Их родственники уверены, что задержанные не причастны к угону, а ехали на заработки.

Одним из ранее судимых арестованных является житель Ласнамяэ 31-летний Евгений Миронов. В сентябре 2001 года Миронов участвовал в драке в баре Raadiku с юношей, тело которого через некоторое время нашли неподалеку. Миронов, ранее не судимый и отслуживший военную службу, своей вины в убийстве не признал. В 2005 году суд осудил его за непреднамеренное убийство на четыре года лишения свободы. За примерное поведение 26 февраля 2008 года он был досрочно освобожден с обязательством в течение трех месяцев носить на ноге электронный браслет.

По словам его родных, Миронов собирался подзаработать на судне и просил у инспектора криминального надзора разрешения покинуть Эстонию. Однако судно, на котором он якобы должен был работать, не являлось сухогрузом Arctic Sea, хотя ходило под флагом одной из стран Южной Европы, сообщает газета Postimees. После того как браслет был снят, Миронов по-прежнему продолжал регулярно посещать инспектора криминального надзора, который не нашел никаких препятствий для его отъезда за границу для работы на сухогрузе.

Другой подозреваемый 42-летний Дмитрий Бартенев дважды был наказан за управление автомобилем в нетрезвом виде. Последний раз его наказали осенью 2008 года, когда застали в терминале аэропорта за рулем BMW. Дмитрий Бартенев является гражданином России, однако имеет постоянный вид на жительство в Эстонии. По словам его брата Алексея, не секрет, что у Дмитрия в прошлом были нелады с законом.

Андрей Лунев имеет восемь наказаний за проступки в Эстонии. Госпрокуратура Эстонии, расследующая историю с сухогрузом Arctic Sea, опровергла вчера версию о том, что Андрей Лунев является тем же человеком, который несколько лет назад утонул. Это проживающий в Эстонии тезка погибшего, хотя родственники утонувшего опознали Лунева по кадрам, показанным по телевидению.

После задержания подозреваемые в захвате судна объявили себя экологами. Однако какую экологическую организацию они представляют, задержанные пояснить не смогли.

Родственники жителей Эстонии утверждают, что задержанные направлялись на заработки в Испанию и стали жертвой «политических игр». «Они просто оказались в ненужное время в ненужном месте», -- говорят члены семьи Дмитрия Бартенева. Алексей Бартенев уверен, что его брат Дмитрий и пятеро других предположительных захватчиков пали жертвами политических игр. Как говорит Алексей, 17 июля шестеро приятелей отправились на заработки в Испанию. Каким образом они оказались на сухогрузе Arctic Sea, неясно, сообщают ERR Novosti.

«Мне так кажется, что их просто подставили, и это не только мое мнение, но и мнение всех, кто их знал. Они ехали на работу и попали в какой-то политический конфликт, стали заложниками политической игры», -- сказал Алексей Бартенев.

Как неоднократно подчеркивал министр иностранных дел Урмас Паэт, Эстония окажет правовую помощь четверым из восьми задержанных. Напомним, что всего были задержаны шестеро жителей Эстонии и двое жителей Латвии, при этом два человека имеют российское гражданство.

В настоящее время все подозреваемые в захвате сухогруза находятся в следственном изоляторе «Лефортово». 21 августа Басманный суд Москвы санкционировал арест всех подозреваемых. Ни один из них своей вины не признал. В ближайшее время им должно быть предъявлено обвинение в похищении людей и пиратстве. Подозреваемым грозит до 20 лет тюрьмы.

Адвокаты уже обжаловали арест своих подзащитных. По их словам, российские власти незаконно подвергли их клиентов преследованию на территории России, поскольку инцидент с Arctic Sea произошел в Балтийском море у берегов Швеции, подозреваемых задержали у островов Зеленого Мыса в Африке, а само судно ходит под мальтийским флагом.

Мы рекомендуем

Полная версия