Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

«Отчаиваться не надо»: 19 лет назад моряки «Курска» не вернулись с учений

Август 2000 года выдался богатым на катастрофы и трагедии. 8 числа в подземном переходе на Пушкинской площади прогремел взрыв, 27-го загорелась Останкинская башня. А в середине месяца, 12-го, в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка «Курск». На борту находились 118 человек.

О том, что произошла катастрофа, впервые сообщили 14-го. Сначала говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь, потом – что с моряками общаются перестукиванием. Сначала говорили, что опасности для экипажа нет, потом – что надежд мало....

Уже позже выяснилось, что большая часть экипажа погибла сразу же, как только на борту произошел взрыв. Выжили 23 моряка. Они готовились покинуть лодку, однако спустя восемь часов, судя по всему, загорелась аварийная система регенерации воздуха. Эта новая авария оказалась роковой – оставшиеся в живых члены экипажа задохнулись угарным газом.

К операции по спасению моряков подключились норвежцы и британцы. Но было уже поздно. 21 августа командование официально объявило о гибели моряков.

«Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Всем привет, отчаиваться не надо», - написал в своей предсмертной записке капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Ее нашли, когда подлодку подняли с морского дна.

«Это был не прорыв, а песня!»

Российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» К-141 был принят в эксплуатацию в самом конце 1994 года. Название, под которым он вошел в историю, крейсер получил в честь победы на Курской дуге.

«Курск» считался образцовой субмариной. В 1999 году крейсер принял участие в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, причем прошел через Гибралтар незамеченным. «Это был не прорыв, а песня!», - восхищался командующий КСФ адмирал Попов.

Тогда в Средиземном море находилась группировка 6-го флота ВМС США, включая авианосец «Теодор Рузвельт», чьи самолеты бомбили Югославию. Моряки «Курска» понаблюдали за противником, «отстрелялись» по условным целям, и российская атомная подлодка исчезла из Средиземного моря так же незаметно, как и появилась.

Роковой август

10 августа 2000 года атомный подводный крейсер К-141 «Курск» вышел в море недалеко от Кольского залива. На Северном флоте шли плановые учения, в который подлодка принимала участие. На борту находились 118 человек.

12 августа в 11.15 была сделана последняя запись в бортовом журнале.

В 11.28 ощутимо тряхнуло крейсер «Петр Великий», был зафиксирован хлопок. Однако на него не обратили внимания. Примерно в то же время норвежские сейсмологические станции зафиксировали два подземных толчка с разницей в 2 минуты 15 секунд – полтора и три с половиной балла.

В 11.40 «Курск» должен был отстреляться по цели. Этого не произошло.

В 14.50 на поиск отправились вертолеты, но не обнаружили следов подлодки.

В 17.30, в установленное время, "Курск" не вышел на связь. Но только когда это произошло повторно, в 23.00, командование узнало о возможном крушении атомного крейсера.

Около пяти часов утра 13 августа подлодку «Курск» нашли. Она лежала на грунте на глубине более ста метров. Как потом выяснилось, никого из членов экипажа к тому моменту уже не было в живых.

Загерметизировали реактор

Первый взрыв на "Курске" произошел в 11.28. Через две минуты сдетонировали другие боеприпасы и прогремел еще один взрыв, более мощный. Большая часть экипажа погибла сразу же.

В живых остались моряки 6, 7, 8 и 9 отсеков. В 6-м отсеке командовал капитан-лейтенант Рашит Аряпов. Моряки вручную сумели надежно загерметизировать реактор – и, как считают специалисты, именно благодаря находившимся в 6-м не произошло утечки радиации.

Уцелевшие 23 моряка собрались в отсеке номер 9. Они ждали помощи. Однако спустя восемь часов произошел инцидент, который стоил им жизни. Загорелась аварийная система регенерации воздуха.

Иностранные специалисты, призванные на помощь, смогли проникнуть внутрь лодки 21 августа. К тому времени живых на борту уже не было.

Взрыв учебной торпеды?

Как потом будет объявлено, причиной гибели подлодки стал взрыв учебной торпеды 65-76А. Всего их было десять в серии, и девять были отозваны из-за обнаруженного брака – торпеды текли по сварным швам. Руководству флота приказали отозвать боевые торпеды. Но та, что на Курске, считалась учебной – и поэтому осталась.

Уголовное дело о гибели Курска было закрыто в 2002 году за отсутствием состава преступления.

Во всем виноваты американцы?

Официальной версии верят не все. За учениями наблюдали две подлодки США и одна – Великобритании, и наиболее популярной из альтернативных стала версия о том, что в инциденте была замешана еще одна подводная лодка. Скорее всего – одна из тех, что принадлежали Соединенным Штатам. Иностранная субмарина то ли столкнулась, то ли по ошибке торпедировала российскую, что и привело к трагедии.

Сторонники этой версии есть как в России, так и за рубежом. К примеру, французские и канадские документалисты сочли, что участие американской субмарины было намеренно скрыто - опасались резкого ухудшения отношений между странами.

Реакция

Трагедия произвела удручающее впечатление на россиян и потрясла жителей других стран. Трагедии «Курска» посвящали песни, спектакли и документальные фильмы, в 2018 году был снят и фильм художественный.

Президент России не прервал свой отпуск, который он проводил в Сочи. Большой резонанс вызвали его слова в интервью Ларри Кингу, когда на вопрос, что случилось, Владимир Путин ответил – «Она утонула». Гораздо реже цитируется продолжение беседы, где Путин в частности заметил, что «это повод для того, чтобы еще раз посмотреть на то, в каком состоянии находятся Вооруженные Силы».

В 2018 в интервью «РИА новости» президент рассказал, что ему не сообщали подробностей, лишь доложили о потере лодки, и отметил, что трагедия наглядно продемонстрировала критическое состояние Вооруженных сил России в те годы.

«Отчаиваться не надо»

Со дня трагедии прошло уже 19 лет. До сих пор гибель «Курска» вызывает споры – что послужило подлинной причиной трагедии, можно ли было спасти оставшихся в живых после взрывов моряков, надо ли было сразу же обратиться за иностранной помощью или же это ничего не изменило бы.

Когда подлодку подняли на поверхность, там нашли записку капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Судя по всему, именно он командовал оставшимися в живых моряками.

«Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Полная версия