Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Калининградская область: «Точки роста» как вызов для педагогов

В Калининградской области, как и по всей стране, открываются центры цифрового и гуманитарного образования «Точки роста».

Благодаря проекту дети, живущие в маленьких городах или сельской местности, получают доступ к самому современному оборудованию и возможность по-новому изучать школьные предметы. А для педагогов это настоящий профессиональный вызов – ведь новые компетенции сначала необходимо освоить самим.

«Нужны информатики и технологи, активные, готовые учиться, креативить и работать в сельских школах. Это достаточно сложный набор качеств, поэтому молодым педагогам по этим предметам, которые изъявят интерес к работе в регионе, мы будем рады, и им сто процентов найдется дело. На уровне муниципалитетов в частном порядке решается вопрос возможности предоставления служебного жилья и оплаты труда», - рассказала руководитель учебно-методического центра (УМЦ) управления образованием Калининградского областного института развития образования Юлия Скабицкая.

Профессиональный вызов для педагогов

Создание центров цифрового и гуманитарного образования «Точки роста» в селах и малых городах - часть федерального проекта «Современная школа», который в свою очередь входит в национальный проект «Образование». Центры открываются по всей стране.

В Калининградской области первые 11 центров созданы в 2019 году. В 2020-м начали работу еще 42. И это не предел.

Для системы образования страны проект может стать настоящим прорывом. Школьники, живущие в небольших городах или в деревнях, получают доступ к современному и качественному образованию – как в рамках школьной программы, так и вне их. Главная сложность – кадры. Мало закупить современное оборудование – нужно еще найти людей, которые умеют с ней обращаться, могут объяснить тонкости процесса ученикам, помочь им придумать и реализовать новые проекты и вдохновить на дальнейшие свершения.

«Для педагога это профессиональный вызов. Это дает огромный простор для творчества, для реализации тех идей, которые им приходят в голову. Здесь речь идет больше о возможностях, нежели о каких-то плановых задачах. Молодые педагоги очень активно вписываются в деятельность центров ровно потому, что там есть оборудование, на котором еще года два назад очень маловероятно, что можно было работать в сельской школе», - отметила Юлия Скабицкая в интервью корреспонденту Infox.Ru.

3D и виртуальная реальность

Главная цель проекта – изменение не только подхода к преподаванию, но и самого предметного содержания таких дисциплин, как технология, информатика и основы безопасной жизнедеятельности. Особенно это касается технологии – по сути под тем же названием вместо привычного изучения навыков ведения домашнего хозяйства школьникам предлагается освоить 3D-моделирование, работу с виртуальной реальностью и другие современные компетенции.

Соответствующая техника - компьютеры и ноутбуки, VR-шлемы, 3D-принтеры, квадракоптеры, специальное оборудование для обучения оказанию первой медицинской помощи и так далее – прилагается.

«Смысл в том, чтобы технологию превратить по сути в наддисциплинарный предмет, который дает навыки, позволяющие работать с различного рода информацией, используя инструменты проектно-исследовательской деятельности. В частности, сейчас все школы заложили в свои учебные программы предмета «Технология» модуль по промышленному дизайну, который базируется на технологиях 3D-моделирования», - рассказала Юлия Скабицкая.

При таком подходе из вспомогательного предмета, которому уделяется не так много внимания и сил, технология превращается в один из центральных. Такому родители не научат. А некоторые наверняка и сами захотят опробовать в деле технику, которую раньше видели разве что в кино.

«В маленьком населенном пункте школа зачастую - это единственное место, где кипит жизнь, она становится фактически социокультурным центром, где разворачивается деятельность, которая вовлекает в себя родителей и других взрослых - и такой вектор есть у проекта», - добавила Юлия Скабицкая.

Для учителей информатики «Точки роста» значительно расширяют возможности. А для учителей технологии это качественно новый уровень не только преподавания, но, пожалуй, и собственного развития. Для того, чтобы учить детей по-новому, им нужно пройти серьезную переподготовку самим.

В Калининградской области педагоги сначала прошли дистанционный курс по формированию гибких компетенций и по проектной деятельности, потом изучили новое оборудование на практике в детском «Кванториуме». Готовится программа повышения квалификации по 3D-моделированию, виртуальной реальности и программированию.

Работа с одаренными детьми

К обучению педагогов может подключиться и Центр развития одаренных детей, расположенный в деревне Ушаково – живописном месте на берегу Калининградского залива. Центр был открыт в 2013 году, и одним из направлений работы стала проектная деятельность, что и послужило полем соприкосновения с «Точками роста».

«После того, как мы посмотрели, насколько актуальна работа центров «Точки роста», как хорошо они воздействуют, мы решили предложить и взаимодействие школ на этом уровне. Дети получили возможность на потоке реализовывать свои проекты или готовиться к этому в интенсивных условиях, когда они вырваны из социальной среды и полностью посвящены работе», - рассказал Infox.Ru директор Центра развития одаренных детей Юрий Малиновский.

В центре уже организовали первый инженерно-технический поток для учащихся «Точек роста». В течение недели ребята полностью погрузились в изучение выбранного направления. А специалисты задумались об организации такого же погружения для педагогов.

«Это не секрет, что педагогов по данным направлениям просто нет, потому что даже в институтах пока не готовят учителей по 3D-моделированию, к примеру», - отметил Юрий Малиновский.

Преподавать технологию теоретически могут активные учителя, решившие сменить вид деятельности, и люди с техническим и инженерным образованием. Но их компетенций, конечно, не хватает. Чтобы восполнить пробел, в центре развития одаренных детей хотят организовать специальный поток для взрослых.

«После потока дети должны вернуться туда, к профессионалам, которые впоследствии будут решать дальше поставленные задачи. За недельный поток мы их мотивируем, мы им показываем всю прелесть того или другого направления, но чтобы дети дальше развивались и не потухли через месяц, необходимо, чтобы их встретили на своих местах профессионалы. Над этим будем работать», - отметил Юрий Малиновский.

Проблема с кадрами есть и в самом центре развития образования. Организации жизненно необходимы преподаватели математики и информатики, готовые работать с детьми, уже отлично знающими школьную программу.

«Конечно, мы рады приветствовать педагогов из других регионов. Они приезжают к нам на потоки, иногда мы оплачиваем перелет, мы их смотрим и можем в итоге пригласить на постоянную работу. Мы рассматриваем молодых педагогов, которые готовы к экспериментам, и если они приедут к нам, мы можем гарантировать проживание и питание», - отметил директор Центра развития одаренных детей Юрий Малиновский.

Вакансии для молодых и креативных

«Точки роста» Калининградской области ждут своих педагогов, в том числе и тех, кто приедет из других регионов.

Хорошие возможности дает программа «Земский учитель», в рамках которой педагоги, готовые работать в небольших городах и селах, получают миллион рублей «подъемных». В этом году по программе «Земский учитель» в регион приехали 18 педагогов.

Есть возможность трудоустроиться и вне рамок государственной программы. В некоторых муниципалитетах педагогам даже готовы помочь со арендой квартиры или предоставить служебное жилье. И конечно, у учителей Калининградской области есть все возможности для профессионального роста, включая участие в целом ряде проектов, направленных на формирование современной системы образования. «Точки роста» играют важную роль в этой работе.

«Молодому педагогу крайне важна возможность творческого своего роста и реализации, и «Точка роста» – это идеальное место, где это можно сделать», - уверена руководитель УМЦ управления образованием Калининградского областного института развития образования Юлия Скабицкая.

Узнать о вакансиях можно в том числе у специалистов Калининградского областного института развития образования. Они помогут сориентироваться в имеющихся предложениях и подобрать наиболее подходящие, а также наладить контакт непосредственно с работодателем.

Полная версия