Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Почему в Польше продолжают расследование катастрофы Ту-154 под Смоленском?

Причиной гибели пассажиров Ту-154 под Смоленском стал взрыв, объявил председатель подкомиссии Минобороны Польши Антоний Мацеревич.

Он подчеркнул, что окончательный технический отчет о расследовании, который подписан всеми членами комиссии, будет обнародован в ближайшие дни.

Катастрофа Ту-154 в Смоленске, произошедшая 10 апреля 2010 года, унесла жизни 96 человек, в их числе был и президент Польши Лех Качиньский. В Польше подозревают, что к трагедии могла быть причастна Россия, хотя ранее комиссия международного авиационного комитета назвала причиной крушения ошибки пилотов.

А подробнее?

10 апреля 2010 года самолет Ту-154 вылетел из Варшавы в Смоленск. На борту лайнера находились президент Польши Лех Качиньский, его супруга, а также целый ряд высокопоставленных чиновников, военных руководителей, видные общественные деятели и священнослужители.

Был сильный туман, однако экипаж принял решение идти на посадку.  В 10 часов 40 минут самолет опустился ниже допустимой высоты, задел крылом березу, перевернулся и рухнул недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта «Северный».

Лайнер был полностью разрушен в 10 часов 41 минуту.

Как в одном самолете оказалось столько официальных лиц?

На борту лайнера в момент катастрофы находились представители официальной делегации Польши, которые должны были принять участие в траурных мероприятиях, посвященных 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

В феврале 2011 года польский сейм принял закон, согласно которому запрещается летать на одном самолете четырем высшим руководителям Польши -  президенту, премьер-министру и спикерам Сената и Сейма. Также они не могут совершать перелеты в сопровождении командующих вооруженных сил и некоторых членов правительства и Совета национальной безопасности.

А самолет был российский?

Да. Но этот Ту-154М производства Куйбышевского авиационного производственного объединения в России не задержался. Его выпустили 29 июня 1990 года и уже 12 июля передали 36-му Специальному транспортному авиаполку Воздушных сил Польши.

Незадолго до рокового полета самолет в третий раз прошел капитальный ремонт на авиастроительном предприятии «Авиакор» в Самаре.

А вот экипаж в составе четырех человек был польским. Его сформировали с нарушениями инструкций и нормативных актов: лишь бортовой инженер в момент полета имел действительный допуск к выполнению полетов на Ту-154.

Причины катастрофы установлены?

Да. Расследование технических обстоятельств катастрофы вела совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Туда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Минобороны России.

Комиссия однозначно установила, что в полете не произошло взрыва или пожара на борту, авиационная техника работала исправно. Эксперты исключили и версию теракта.

Окончательный отчет МАК обнародовал 12 января 2011 года. Непосредственной причиной крушения стало снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеорологических условиях, которые не позволяли рассчитывать на визуальный контакт с землей, а также слишком поздний уход на второй круг – то есть ошибки пилотирования.

Причиной неправильных действий пилотов было психологическое давление. Дело в том, что опоздание к траурным мероприятиям могло быть воспринято отрицательно польским обществом. В момент катастрофы в кабине пилотов находился командующий ВВВ, генерал Анджей Бласик, который настаивал на посадке, невзирая на туман. В итоге летчики решили не спорить.

По другой версии, решение о посадке принял сам президент Лех Качиньский.

Польшу результат расследования не удовлетворил, и 29 июля 2011 года комиссия государственной авиации по расследованию катастроф МВД Польши объявила результаты собственного расследования. Одним из факторов они назвали недостаточное аэронавигационное обеспечение полета диспетчерами, а также нарушения работы сигнальных огней приближения в аэропорту.

Однако польские специалисты также пришли к выводу, что крушение не было результатом покушения на убийство.

Эксперты Верховной контрольной палаты Польши в 2012 году установили, что визиты высших руководителей Польши с использованием специавиатранспорта ВВС страны осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности с 2005 года.

А почему расследование продолжается?

Вердикт комиссии МАК удовлетворил не всех. Существует множество версий в рамках теории заговора, вплоть до самых бредовых. Практически все они предполагают, что катастрофу подстроили, и сделали это российские специалисты.

В числе людей, не поверивших в естественные причины катастрофы, оказался и брат-близнец Леха Качиньского Ярослав.

После гибели брата Качиньский претендовал на пост президента, но во втором туре проиграл исполняющему обязанности главы государства Брониславу Коморовскому.

Ярослав – основатель консервативной партии «Закон и справедливость». Члены этой партии, в тот момент находившейся в оппозиции, создали свою собственную парламентскую группу по расследованию причин катастрофы и 10 сентября 2012 года обнародовали свою версию – на борту был взрыв. Их доводы опровергла главная военная прокуратура Польши, объявив, что следов взрывчатки на обломках самолета не обнаружено.

Однако в 2015 году партия выиграла парламентские выборы, причем одним из обещаний стало проведение нового расследования катастрофы.

Новая комиссия была образована в марте 2016 года. Тогдашний министр национальной обороны Антоний Мацеревич пояснил, что Польша столкнулась с «волной дезинформации». В частности он утверждал, что Польша получила от России не «черный ящик» разбившегося лайнера, а какой-то другой регистратор. В сентябре 2016 было объявлено о появлении новых аудиозаписей.

В международную группу, которая занималась новым расследованием, вошли 14 экспертов. Следователи совершили эксгумацию тел некоторых жертв, чтобы установить подлинность останков, а также причину смерти.

О том, что на борту лайнера произошел взрыв, Антоний Мацеревич объявил сегодня в эфире одного из телеканалов. Ранее он высказывал предположение, что взрывчатку на борт могли заложить российские специалисты в ходе капитального ремонта.

Экс-глава МВД Польши Ежи Миллер уже успел высказать крайне негативное отношение к версии бывшего коллеги.

«Я надеюсь, что те, кто рассказывает бред о причинах крушения, они просто не знают, о чем говорят. Если иначе, то это не по-человечески... Очевидно, что никакого покушения не было», — заявил он корреспонденту Gazeta Wyborcza.

Срок завершения расследования смоленской авиакатастрофы продлили в очередной раз - до 31 декабря 2018 года.

Полная версия