Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Домашних тиранов накажут временным бомжеванием

Депутат Госдумы, зампредседателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина объяснила, почему законопроект о профилактике семейно-бытового насилия не направлен на разрушение института семьи.

Она рассказала о том, как идет подготовка к принятию нового закона и обозначила его ключевые особенности.

В интервью «Парламентской газете» Пушкина заявила, что проблема домашнего насилия в России в последние годы приобрела угрожающие масштабы. Об этом свидетельствуют данные статистики. Так, если в 2012 году пострадавшими от мужей-тиранов были признаны 24 тысячи россиянок, то сейчас эта цифра увеличилась вдвое. Причем речь идет только о тех случаях, о которых известно. А сколько инцидентов осталось невыявленными, не знает никто.

«Большая часть случаев домашнего насилия в статистику не попадает», - посетовала Пушкина.

Проблема профилактики насилия в семье обусловлена несовершенством Уголовного Кодекса, нормы которого начинают действовать после совершения преступления. Например, по факту избиения жены мужем уголовное дело можно завести по заявлению самой потерпевшей.

«Но мало кто из женщин, пострадавших от рук мужей-садистов, знает, как проходить судебно-медицинскую экспертизу и куда вообще нужно обращаться за помощью», - пояснила Пушкина. В такой ситуации правоохранительные органы поставлены в положение, когда в ответ на жалобы проще всего отделаться отговоркой: «Когда убьют, приедем, опишем труп». Максимум, что может сделать участковый для предотвращения насилия – провести разъяснительную работу.

То есть, механизм предотвращения домашнего насилия в стране попросту отсутствует.

По словам Пушкиной, готовящийся законопроект в первую очередь предлагает определение домашнего насилия. В предварительном варианте оно включает в себя умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) или угрозу его совершения в отношении одного или нескольких близких родственников.

В числе видов насилия перечислены психологическое, физическое, сексуальное.

Пушкина подчеркнула, что новый закон призван защитить любого члена семьи, а не только женщин. «Защитным предписанием сможет воспользоваться любой человек, если его совместное проживание под одной крышей с агрессором может привести к ещё более негативным последствиям», - уточнила она.

Меры воздействия на домашних тиранов могут быть разными. Вначале – это профилактическая беседа (на случай угрозы), а если злоумышленник перешел к конкретным действиям и в полицию подано заявление, он может столкнуться с большими проблемами. В частности, обидчику «могут предложить покинуть квартиру, даже если он является собственником жилья». Срок такого предписания может составить от 1 до 12 месяцев. Кроме того, нарушителю запретят приближаться к жертве менее чем на 50 метров.

Пушкина заметила, что отселение является временной мерой, которая показала свою эффективность в Казахстане и Узбекистане. При этом она не уточнила, что делать, если отселяемый от семьи человек не имеет другого жилья, и ему некуда идти.

Рассуждая о явном конфликте законодательных норм, собеседница «Парламентской газеты» напомнила, что по Конституции каждому человеку гарантирована неприкосновенность, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию».

Поэтому, «значимость права человека не подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению несоизмеримо выше права распоряжаться и пользоваться частной собственностью», резюмировала Пушкина.

В заключение она сообщила, что законопроект о профилактике домашнего насилия в скором времени пройдет парламентские слушания в Госдуме, а затем попадет в Совет Федерации. Все замечания и предлагаемые поправки будут учтены, а уже потом закон внесут в Госдуму.

Полная версия