Москва
28 апреля ‘24
Воскресенье

Страна на распродажу: зачем Минфин торопит новую приватизацию

Министерство финансов России предлагает еще раз рассмотреть возможность приватизации нескольких крупнейших отечественных компаний.

Речь идет о «Транснефти», «Россетях», РЖД, «Русгидро» и «Аэрофлоте». С соответствующим заявлением выступил замминистра финансов Алексей Моисеев. Он подчеркнул, что при благоприятном развитии событий приватизация указанных компаний может быть осуществлена в 2021 году.

Как пишет портал Накануне.RU, Моисеев уточнил позицию Минфина, согласно которой доля государства в компаниях может быть снижена до 50% плюс одна акция.

О планах ускорить процесс приватизации того, что еще осталось в стране за государством, Минфин объявил несколько недель назад. Подробнее о параметрах грядущей волны приватизации говорится в прогнозном плане приватизации федерального имущества на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Ранее, по итогам международного инвестиционного форума Московской биржи и этой группы в Лондоне (проходил 16–17 октября) Алексей Моисеев сделал заявление, в котором более ясно обрисовал позицию Минфина.

В министерстве считают, что в таких компаниях, как РЖД и «Транснефть» доля государства должна быть сведена до 50%. Это не касается оборонных предприятий. В отдельных случаях, как полагают в Минфине, долю государства следует свести до нуля, или, по крайней мере, «до блокирующего пакета 25% плюс одна акция», цитирует Моисеева РБК.

Чиновник также пожаловался на чрезмерно замедлившиеся в последние годы темпы приватизации. В числе недавних самых крупных сделок он припомнил продажу 11% акций компании АЛРОСА в 2016 году.

Самое любопытное, что Моисеев в числе причин торможения приватизации назвал возможность для государства получать регулярные дивиденды вместо разовых доходов от продажи акций.

В подкрепление этого тезиса РБК пишет, что если в 2018 году доходы бюджета от дивидендов госкомпаний составили 380 млрд рублей, то в 2019-м по состоянию на 1 октября – уже 561 млрд.

В проекте бюджета на предстоящие три года цифры еще более впечатляющие: 760,6 млрд в 2020 году, 930,9 млрд - в 2021-м, 1,08 трлн – в 2022 году.

Как с такими цифрам логично обосновать необходимость приватизации, непонятно. Например, экономический обозреватель Юрий Пронько поведение чиновников Минфина склонен объяснять особенностями геолокации – все зависит от того, где предлагающий форсировать приватизацию находится в конкретный момент времени. В частности, министр финансов Антон Силуанов объявил о необходимости «более амбициозной программы приватизации» в Вашингтоне, в кулуарах встречи МВФ и Всемирного банка, во время которой прошло традиционное общение с иностранными инвесторами.

Экономист Никита Кричевский насчет инициативы Минфина прямо заявил, что она как минимум неуместна. «Приватизация прибыльных инфраструктурных компаний на фоне гигантского роста сборов НДС, многомиллиардных закупок валюты и громадного профицита бюджета. Дембельский аккорд перед неминуемым трансфертом власти и сменой элит», - резюмировал эксперт.

Полная версия