Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

На иранском гамбите Трампа споткнулись ЕС и Китай

США грамотно обыграли обострение отношений с Ираном, настроив против Тегерана Евросоюз и попутно напугав Китай потерей стратегического сопоставщика энергоресурсов.

Вашингтон с момента выхода из ядерной сделки оказался перед непростой задачей склонить на свою сторону других ее участников, прежде всего Великобританию и Францию, которые изначально выступили категорически против развала «Совместного всеобъемлющего плана действий».

Сейчас обстановка кардинально изменилась. 14 января страны ЕС заявили о невыполнении Ираном обязательств по ядерной сделке. Европейские страны-участники СВПД по иранской ядерной программе запустили механизм разрешения споров, предусмотренный статьей 36 договора. Об этом ранее сообщили главы МИД Франции, Германии и Великобритании. Такое решение может привести к возобновлению антииранских санкций с далеко идущими последствиями.

Позже, газета The Washington Post нашла объяснение внезапному развороту «евротройки» на 180 градусов. Со ссылкой на источники издание сообщило, что президент США Дональд Трамп угрожал Франции, Великобритании и Германии ввести пошлины в размере 25% на европейские автомобили, если те не обвинят Иран в нарушении СВПД. По данным WP, предупреждение было сделано ровно за неделю до того, как указанные страны запустили механизм по разрешению споров.

– Это целиком и полностью на руку Трампу, который добивается от Европы разрыва соглашений с Ираном. При этом задача Трампа вполне определенная - он хочет поставить Иран перед необходимостью новых переговоров и заключения нового соглашения, на более жестких для него условиях, – прокомментировал происходящее блогер, обозреватель Анатолий Несмиян.

Он подчеркнул, что Иран наверняка сдастся и пойдет на новую сделку под угрозой крупных санкций, так как внутри страны зреет протест с пока еще экономическими требованиями, постепенно перерастающими в политические по мере того, как приходит осознание неспособности адекватно, соразмерно ответить на убийство национального героя Сулеймани.

Проблема в том, что и с Сулеймани руки властей Ирана оказались связаны. Только уже по другой причине. И это не страх перед военной мощью США.

Роль Китая

Публицист, общественный деятель Максим Шевченко обратил внимание на недавний прорыв в отношениях США и Китая, заключивших историческое торговое соглашение. Церемония подписания соглашения прошла в среду в Вашингтоне. В соответствии с документом, КНР обязуется провести значительные реформы в ряде ключевых областей увеличить закупки американских товаров и услуг. Соглашение затрагивает такие сферы, как защита интеллектуальной собственности, прекращение принудительной передачи технологий, устранение барьеров для американских финансовых услуг и так далее.

По мнению Шевченко, соглашение стало следствием политики США, «надавивших» на больное место Китая.

– Инициация кризиса со стороны США была прямой угрозой Китаю развязать полномасштабное уничтожение или разрушение его ключевого регионального и энергетического союзника, каким является Иран. Втянув Иран в войну (хотя бы и на уровне бомбардировок и ракетных ударов), американцы очень сильно ослабляли бы Китай, – пояснил эксперт.

Дело в том, что Китай импортирует из Ирана порядка 355 тысяч баррелей нефти в сутки. Это огромные цифры, причем реальные объемы поставок точно никто не знает.

Шевченко предположил, что именно Китай в последний момент обратился к Ирану с требованием не развязывать войну и ответить на убийство Сулеймани формально, предупредив заранее сотрудников атакованной американской базы.

– Подписание китайско-американского стратегического договора, фактически делит мир на зоны китайского и американского влияния при взаимных таможенных и финансовых уступках, – резюмировал Максим Шевченко.

Полная версия