Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Как под прикрытием волонтерства добьют систему образования

Несколько лет назад в России начали активно развивать волонтерское движение, которое теперь на уровне высшей власти признается чуть ли не ключевой надеждой на национальное благополучие.

15 января 2020 года президент Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, заявил, что считает очень важным развитие волонтерского движения в России. «Для нас значима каждая созидательная инициатива граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций, их стремление внести свой вклад в решение задач национального развития», - сказал глава государства. Путин также добавил, что движению необходимо придать такую массовость, чтобы объединить «школьников, студентов и вообще людей разных поколений и возрастов».

Точкой отсчета, когда на государственном уровне всерьез взялись за развитие волонтерства можно считать 2018 год, когда Путин подписал указ о назначении 5 декабря Днем волонтера. Еще через год стали ясны масштабы внимания государства к данному движению. В декабре 2019 года первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко на Международном форуме добровольцев в Сочи заявил следующее: «Прошел год волонтера как признание особой значимости и вклада волонтера в развитие страны. И при утверждении национальных проектов есть отдельный подпроект, в котором на развитие и поддержку волонтерского движения выделено практически 7,5 млрд рублей».

Сейчас волонтерские движения охватили довольно большой спектр направлений деятельности. Это экологическое, социальное, культурное, медицинское волонтерство, а с недавних пор к списку добавилось еще и педагогическое.

Данное направление стали развивать относительно недавно. Например, на официальном сайте мэра Москвы есть материал от 15 декабря 2019 года, в котором говорится, что в столице стартовал цикл тренингов по педагогическому волонтерству. Занятия проводились в Центре патриотического воспитания и школьного спорта. В объявлении отмечалось, что некие специалисты «помогут педагогам, начинающим работать в сфере волонтерства, выбрать направление — социальное, профессиональное, событийное, культурное». Педагогам же предлагалось обсудить «планы развития волонтерского движения в образовательных организациях».

В апреле 2020 года Минпросвещения запустило проект «Волонтеры просвещения», суть которого заключалась в привлечении студентов старших курсов к инструктажу действующих учителей, как технически организовать преподавание в дистанционном формате из-за пандемии коронавируса.

Сейчас педагогическое волонтерство может приобрести еще большую значимость, поскольку пошла речь о фактически замещении педагогов волонтерами. Как сообщает ИА «Красная весна» со ссылкой на телеканал «Крым 24», 27 августа в Симферополе состоялся круглый стол, посвященный модернизации российского образования. В мероприятии участвовали эксперты из всех 85 регионов РФ. По его итогам было заявлено о планах создания волонтерского движения преподавателей. Смысл движения заключается в том, чтобы добровольцы могли работать там, где учебные заведения испытывают нехватку кадров. Более того, на круглом столе прозвучала идея позволить волонтерам реализовывать передовые образовательные проекты.

Министр образования, науки и молодежи Республики Крым Валентина Лаврик, заявила, что в настоящее время в России наблюдается дефицит учителей математики, английского и начальных классов. А ректор МПГУ Алексей Лубков посетовал, что в стране сегодня практически никто не готовит педагогов-предметников.

Волонтерство как вид «легких взаимоотношений»

В движении «Родительское всероссийское сопротивление» идею заменить профессиональных учителей добровольцами назвали абсурдной, предупредив, что данный проект окончательно «добьет систему образования».

То есть, вместо специалистов-предметников будут работать люди с сомнительными компетенциями, которые вдобавок ко всему наверняка еще и работают на гранты НКО, продвигая программы образования, «заряженные» воспитательными составляющими. Кроме того, логика замещения педагогов волонтерами попросту ведет к отказу от педагогических вузов в принципе, подчеркнули в РВС.

Однако у наметившейся тенденции есть еще один аспект – ответственность. Учитель – это человек, ответственный за сотни подопечных с соответствующим статусом в глазах государства: официальное оформление, курсы повышения квалификации, страховка и так далее. Волонтерство – это принципиально другой вид взаимоотношений, основанный на энтузиазме, который сегодня есть, а завтра нет (а иногда вовсе энтузиазмом прикрываются теневые денежные отношения). Проще говоря, волонтер никому ничего не должен, впрочем, как и ему. Такова новая система взаимоотношений, которая ставится государством как один из фундаментальных элементов плана дальнейшего развития.

Полная версия