Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

В Российской экономике завелся прожорливый «дракон»

Имя которому – «инфляция», причем главной питательной средой для ее разгона является вовсе не рост количества денег на руках у населения.

В учебниках по экономике обычно пишут, что инфляция является продуктом избытка денежных средств в обращении. Однако в случае с Россией инфляция носит не монетарный характер. Инфляцию разгоняют монополии, тогда как ФАС замечает неладное слишком поздно. Так произошло с ростом цен на металлы.

Об этом в интервью изданию «Красная весна» рассказал кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Цены на металл в стране стали резко расти с начала 2021 года. С января строительная арматура подорожала вдвое. 27 апреля ФАС возбудила уголовное дело по признакам картельного сговора. Под подозрение попали «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и «Магнитогорский металлургический комбинат».

На предприятия могут быть наложены оборотные штрафы, если в результате проверки обнаружатся факты нарушения антимонопольного законодательства. Беляев констатировал, что в 2020-2021 годах наблюдается подорожание продовольствия, бензина и металла. Основной причиной, по мнению эксперта, является особенность рынка, на котором несколько компаний занимают монопольное положение, управляют рынком и диктуют ему свои условия.

Принято считать, что рынок саморегулируется в ходе конкурентной борьбы. Компании ведут борьбу за потребителя, предлагая ему более выгодные цены и лучшее качество продукции. В результате складывается справедливая цена.

Но честная конкуренция – очень «хлопотное занятие». Поэтому компании стараются победить конкурентов путем их уничтожения или слияния. Когда на рынке остается всего несколько таких гигантов, возникает олигополия. Такие компании легко между собой договариваются, а иногда обходится вовсе без договоренностей, ведь цель у них одна – получать как можно больше прибыли. Монополистам не нужны инновации, привлечение потребителей. Их задача – повышать выручку, чем легко заниматься, просто повышая цены.

Когда начался рост цен на металлы, это объяснили ростом спроса по мере оживления экономики после ограничительных мер. Строительная отрасль получила мощный стимул, когда стала реализовываться программа льготной ипотеки. Наращивание объемов строительства спровоцировало подорожание арматуры. Потом пошли объяснения про подорожание металла на внешних рынках, которое не могло не затронуть внутренний. «Монополии для поднятия цен используют любой повод. Причем на внутреннем рынке, как правило, с удвоенной энергией», - пояснил Беляев.

Затем подорожание металла стало уже слишком заметным, и стало сказываться на работе других отраслей, в первую очередь строительной. Пошли «рыночные перекосы», и «наконец-то проснулась ФАС».

Служба сразу штрафовать компании не будет. Сначала проверят обоснованность роста цен. Беляев не стал предсказывать результат этой проверки, но отметил, что причин подорожания может быть много: увеличение внутреннего спроса, конъюнктура внешних рынков, монопольное воздействие. Экономист не исключил, что ФАС ничего не найдет, но поделился личной позицией, что монопольный компонент в подорожании все-таки присутствует.

Михаил Беляев указал, что инфляцию привыкли определять по росту розничных цен. Часто говорят, что монополии по несколько раз в год повышают цены в соответствии с инфляцией. Но такое рассуждение сомнительно, «потому что инфляцию вызывают действия монополий по повышению цен». В пример экономист привел рынок бензина, перманентное подорожание не останавливает даже сильное падение цен на нефть.

Бытует мнение, будто инфляция ускоряется сама по себе. «Некий дракон живет у нас в экономике. Называется «инфляция», а бедные монополии вынуждены повышать цены — хотя в инфляции виноваты они сами. Они творцы этой инфляции», - подчеркнул эксперт.

В заключение Беляев объяснил, что после пандемии, когда экономика стала постепенно восстанавливаться, компании попросту решили наверстать упущенное. «Отсюда скачок цен», - подытожил экономист.

Полная версия