Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Задавили поборами и проверками: как работается в России сыроварам

После 2014 года, когда в России был взят курс на импортозамещение, много внимания уделялось развитию молочного производства для самообеспечения, но со временем эта тема стала меньше фигурировать в повестке.

О том, какова ситуация в бизнесе сыроделов, в интервью изданию Znak рассказал один из основателей проекта крафтовой сыроварни Amandi Игорь Волков. Он и его семья сами вынуждены стоять за прилавком на Центральном рынке Челябинска, потому как продавцам стало нечем платить.

До конца декабря арендная плата закрыта, а потом торговую точку придется закрыть. За это время предстоит продать остатки сыра, чтобы расплатиться по долгам и налогам, а на производство новой партии сыра средств уже не хватит. Есть вариант взять кредит, но в условиях кризиса это слишком рискованно.

По словам предпринимателя, серьезные проблемы в бизнесе начались этим летом, когда была введена система «Честный знак» (цифровая маркировка), дублирующая систему «Меркурий». И та и другая требуют затрат на программистов и оборудование. За нарушения предпринимателям грозят штрафы, причем иногда в месяц получается продать на 20 тысяч рублей, а штраф придет на 50 тысяч. Вторым ударом стало введение системы QR-кодов для ТРК и ресторанов. После этого решения заведения общепита перестали покупать сыр в прежних объемах.

Выручка сократилась в 2-3 раза, а налоговая нагрузка усилилась. «Инспекция стала задавать вопросы: а почему у вас снизилась выручка, может, вы в серую стали работать? А выручка у нас просто упала!», - пояснил Игорь Волков.

Дополнительным фактором давления стали проблемы в логистике. В Челябинске в прошлом году обанкротились три компании, которые в числе прочего занимались перевозками продуктов, требующих температурного режима. От поставок в Москву пришлось отказаться. Есть компании в Екатеринбурге, но работа с ними привела в росту издержек.

Попытки продавать сыр онлайн пока не увенчались успехом. Игорь пояснил, что в данном случае покупателям важно видеть товар. «Сыр — это оффлайн-товар, и тут ничего нового не придумаешь, тебе надо быть в магазине», - констатировал он.

Предприниматель отметил, что с подобными проблемами сталкивают и другие сыроделы. Он насчитал в России около десятка небольших предприятий, и «у всех такие же проблемы».

С ростом издержек и падением прибылей производители вынуждены повышать цены. Система маркировки в этом сыграла не последнюю роль.

Поддержку от государства в виде грантов Amandi в период кризиса не получала. Добиться поддержки лучше получается у крупных компаний и холдингов. От банков помощи ждать тоже не приходится. Кредитные организации «требуют показать сумасшедший оборот за год». При таких выручках проще взять коммерческий кредит. Между тем, последние два года арендная плата везде растет, и это тоже не добавляет бизнесу оптимизма.

В заключение Игорь Волков сообщил, что в скором времени его семье придется свести большую часть поголовья коз и устраиваться на другую работу.

Полная версия