Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Морская блокада контейнерных перевозок Петербурга: куда ведет логистический коллапс

Санкционное цунами, запущенное на Россию оказалось настолько масштабным, что затронуло и контейнерные перевозки.

В период пандемии коронавируса в этой сфере и было достаточно проблем, из-за которых стали рушиться логистические цепочки по всему миру. Теперь к существующим трудностям добавится еще и умышленный удар по грузоперевозкам со стороны групнейших компаний Mediterranean Shipping Company (Швейцария), Maersk (Дания) и французской CGM. Они отказались работать с Россией в связи с операцией на Украине. На эти фирмы приходится около половины мировых мощностей контейнерных перевозок. Поэтому впору говорить о коллапсе в данной сфере.

Одним из первых городов, которые столкнулись с контейнерной блокадой стал Санкт-Петербург. Большой порт Санкт-Петербург является одним из крупнейших. В 2021 году грузооборот порта составил 62,03 млн тонн.

Экономист Вадим Капусткин в интервью порталу «Невские Новости» заявил, что в городе почти вся промышленная продукция, которая не относится к сырью, готовится к транспортировке и принимается в контейнерах. В основном перевозят потребительские товары: мебель, офисную технику, электронное оборудование. В рефрижераторных контейнерах перевозятся фармацевтические препараты, продукты питания.

Контейнерами перевозятся и запчасти для автомобилей, товары народного потребления и даже ингредиенты для химпрома. Из России контейнерами вывозится бумага, фанера, пиломатериалы, цветмет, удобрения.

По мнению экономиста Вадима Капусткина, бойкот крупных перевозчиков ничего хорошего экономике не сулит. Однако для России здесь есть и плюс в виде мотиватора экстренно нарастить собственные мощности. Благодаря этому российские перевозчики смогут нарастить долю присутствия на мировом рынке. Хотя пока у них вряд ли есть возможности конкурировать с крупнейшими мировыми игроками.

В сложившемся положении у России есть два пути: переходить на отечественные компании-перевозчики, либо искать альтернативы в третьих странах, которые не ввели санкции. Это могут быть китайские, бразильские и индийские перевозчики.

Представитель одной отечественной компании из Петербурга заявил, что коллапса в отрасли случиться не должно. В последние несколько дней было ясно, что будут проблемы, и к ним готовились. «Все линии и все судоходные компании одновременно не хотят завершать здесь работу. Будем работать с теми, кто остался и согласился продолжать экономическую деятельность», - сказал собеседник «Невских Новостей».

С уходом трех ведущих компаний из России довольно быстро найдутся альтернативы, хотя ситуация чревата некоторой задержкой сроков. Специалист заключил, что со временем контейнерные перевозки восстановятся, и рынок сам отрегулирует ситуацию.

Вадим Капусткин дал менее оптимистичную оценку. Он подчеркнул, что морская блокада может обернуться очень серьезными последствиями. Недавно стало известно, что корейский концерн Hyundai приостановил работу завода в Петербурге с 1 по 5 марта. Причиной стала нехватка комплектующих. Сбои в поставках приведут к сбоям в работе производств, а это в свою очередь ведет к дефицитам на рынке.

Зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов рассказал, что бойкот перевозчиков начал сказываться на обеспечении продуктами питания. Проблемы ощутимые, но их пытаются решить.

«Поставщики отмечают перебои в логистике поставок сырья, оборудования и ингредиентов, нарушение договорных обязательств. При этом делают все возможное, чтобы обеспечить население продуктами питания», - сказал Леонов. Для этого приходится искать новые логистические маршруты, поставщиков.

Некоторые партнеры принципиально прекратили поставки. Не способствует решению проблем и скачок валют, который дополнительно сказывается на себестоимости производства продуктов.

Полная версия