Top.Mail.Ru
Москва
27 апреля ‘24
Суббота
Навигация

А могли полетать на «машинах времени»: авиакомпании отказались закупать Як-42

Российским авиакомпаниям предложили импортозаместить иностранные Boeing и Airbus советскими самолетами Як-42.

Предложение поступило от владельца 14 штук Як-42, компании «АТ-Лизинг», к крупным авиаперевозчикам. Идею рассмотрели в «Ираэро», Red Wings и группе Utair, рассказали источники издания «Известия».

В «Ираэро» искали замену пассажирскому Superjet еще до весенних санкций. SSJ-100 для компании оказался недостаточно вместительным – всего на 100 мест. В Як-42Д 120 мест. Впрочем, в итоге «Ираэро» вариант я «Яком» не устроил. Гендиректор авиакомпании Юрий Лапин пояснил, что дело не в возрасте машины, а в эксплуатационных характеристиках. У самолета слишком большой расход топлива, поэтому на внутренних рейсах его задействовать невыгодно, а международные перевозки сейчас сильно ограничены.

Источники в Utair сообщили, что компания тоже отказалась от перспективы взять в лизинг Як-42. «АТ-Лизинг» готова поддерживать летную годность самолетов в течение трех лет. Но брать самолеты на три года, тогда как действующий авиапарк пока вполне соответствует техническим требованиям и не ощутил влияние санкций, нет смысла. Более того, в ситуации фактического локдауна лишние самолеты не нужны.

В Red Wings готовы были взять Як-42Д до начала лета, а посреди сезона уже поздно. «Плюс дальность Як-42Д заметно ниже и не позволила бы задействовать его на значительной части наших международных маршрутов, на которых летают SSJ-100», — посетовал представитель Red Wings Александр Воробьев.

Директор «Ижавиа» по общим вопросам Павел Кульнев указал еще на одну проблему Як-42. Подготовка пилотов на эту машину не ведется более десяти лет. Найти квалифицированных летчиков, которые могли бы обучить управлению данной машиной других специалистов слишком сложно. С обслуживающим персоналом, с механиками, также возникнут проблемы.

По большому счету, единственный плюс этих машин – практически полная независимость от иностранных комплектующих. Летать на них за границу можно без опасения получить арест. Но на этом положительные стороны заканчиваются.

Павел Кульнев отметил, что помимо прочего самолеты для пассажирских перевозок придется оборудовать современной авионикой, а это затраты по 50 млн рублей на каждый самолет.

Главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин говорит, что со временем отсутствие импортных компонентов на Як-42 проявит себя в полной мере. Поставки запчастей на SSJ осложнены. «Пока что SSJ летают, но что с ними будет через год — никто не знает. То есть «Яки» могли бы на время закрыть жизненно важные для нас маршруты», - резюмировал эксперт.

Экономист Никита Кричевский по поводу независимости ЯК-42 от импортных комплектующих саркастически заметил, что отечественные «комплектующие», - это должно быть «изолента, поролон и веревки».

«На Яках (почти) никто уже лет 20 не летает. Ибо устарели морально и физически. Да и скорость у них в полтора-два раза меньше, чем у обычных самолетов. А что, если предложить летать за границу не на устаревших советских самолетах, а на вертолетах? Ми-2, Ми-8, Ми-24? Точно никто не арестует», - заключил экономист.

Полная версия