Top.Mail.Ru
3 мая ‘24
Пятница
Навигация

Беременность ускоряет биологическое старение, но роды обращают процесс вспять

Вынашивание ребенка создает на ДНК те же эпигенетические узоры, что наблюдаются у пожилых людей.

Боли и недомогания — не единственное, что связывает беременность со старением. Процесс вынашивания малыша приводит к изменениям в распределении определенных химических маркеров на ДНК беременной, аналогичным тем, что являются отличительной чертой старения. Однако новые исследования показывают, что через несколько месяцев после родов химические структуры возвращаются в более раннее состояние.

Удивительно не то, что беременность оказывает влияние, а то что происходит обратный процесс, комментирует это наблюдение (результаты опубликованы 22 марта в журнале Cell Metabolism) специалист по перинатальному здоровью Киран О’Доннелл из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.

Старение ДНК

Химические метки, проанализированные в исследовании, называются метильными группами, и они добавляются к ДНК в процессе, который называется метилированием. Это один из примеров "эпигенома", характеристик ДНК, изменяющих активность генов без изменения генетического кода.

Узоры ДНК-метилирования могут использоваться для оценки "биологического возраста" человека, который отражает физиологические нагрузки, накопленные телом с течением времени. Некоторые исследования обнаружили, что биологический возраст является предпосылкой проблем со здоровьем, таких как сердечно-сосудистые заболевания и деменция.

В отличие от хронологического возраста, "биологический возраст довольно гибок; это изменчивый параметр. Он может увеличиваться и уменьшаться", - говорит биолог Вадим Гладышев из Медицинской школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс. В прошлом году его команда опубликовала исследование в журнале Cell Metabolism, в котором отмечалось снижение биологического возраста после беременности у мышей и предложено, что может быть аналогичный эффект у людей. Прекращение нескольких других стрессовых условий также обратило вспять биологический возраст.

Влияние ожирения

Новое исследование подтвердило результаты Гладышева и его коллег у людей и также показало, что не все возвращаются от беременности к тому же уровню биологического возраста, что был до зачатия. Люди, которые были на грани ожирения перед беременностью, меньше снижали биологический возраст в течение трех месяцев после родов, чем люди с "нормальным" весом тела, обнаружили О’Доннелл и его коллеги. Тем временем, люди, которые кормили ребенка грудью, испытали большее снижение биологического возраста, чем те, кто использовал искусственное вскармливание или смешивал его с грудным молоком.

Биологический возраст некоторых участников после родов был на несколько лет моложе, чем в раннюю беременность. Это "то, что привлекло мое внимание", говорит специалист по биологии старения Юсин Сух из Колумбийского университета в Нью-Йорке, который не участвовал в исследовании.

Исследователи не измеряли биологический возраст участников до беременности, поэтому "мы не можем утверждать, что это эффект омоложения", говорит О’Доннелл. Но данные намекают на это.

Ничего страшного

Толкование результатов Гладышева и О’Доннелла сложно, говорят некоторые исследователи. Метилирование явно изменяется во время беременности, но "мы ошибемся, если предположим, что беременность — это состояние ускоренного старения", говорит врач, геронтолог Дина Дубаль из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Дубаль считает, что метилирование может быть не столько признаком старения, сколько отражением масштабных изменений, которые организм должен претерпеть, чтобы поддержать растущий плод.

Вопрос о том, можно ли называть обратимое состояние "возрастом", является "действительно важным моментом", отмечает О’Доннелл. "Возможно, по мере того, как мы начнем фокусироваться на беременности как на новой области исследования старения, возможно, потребуется разработать новую терминологию", - заявила она.

В конце концов, людям не стоит беспокоиться о любом увеличении их биологического возраста, связанном с беременностью, говорят ученые. "Мы говорим об изменениях примерно на два, три года", - резюмировал Гладышев.