Число жалоб на маркетплейсы в России растет в геометрической прогрессии
![маркетплейс упаковка коробка коробки](https://www.infox.ru/photo/be4/d9e/be4d9e18ad1743a9135af56e33c556d1asdasdasd66714b202909b3.50403496-650x433-be4d9e18ad1743a9135af56e33c556d1.jpg)
Количество жалоб на действия маркетплейсов растет в геометрической прогрессии, превышая темпы роста самого рынка e-commerce.
Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Институтом развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ).
Согласно информации, представленной системой "Консультант+", арбитражными судами в 2020 году было рассмотрено около 200 споров, в которых участвовали крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon. Однако в 2023 году эта цифра уже достигла более 1,5 тыс.
На территории России продолжается интенсивный рост онлайн-торговли. Только за 2023 год суммарный товарооборот двух крупнейших игроков вырос на 68% и достиг 4,2 трлн рублей. Однако, вместе с этим стремительно увеличивается количество жалоб и судебных разбирательств, отмечают в ИРПЭ.
Эксперты утверждают, что административная и судебная практики неспособны разрешить возникшие противоречия.
Главной трудностью, по словам аналитиков, является отсутствие четкого регулирования.
В настоящее время маркетплейсы практически полностью освобождены от ответственности за нарушения, которые возлагаются на продавцов товаров, подчеркивают в Институте Развития Публичного Экономического Права. Весь виновник в части некачественного товара, неправдивой информации о нем и нарушениях интеллектуальных прав остается на продавце, а электронные площадки упоминаются как просто посредники.
Еще одной массовой проблемой являются постоянно меняющиеся условия соглашений между маркетплейсами и продавцами, устанавливаемые только в одностороннем порядке: последние вынуждены пытаться оспорить эти условия только в суде.
Эксперты рекомендуют обратить внимание на опыт стран с развитым рынком электронной торговли, таких как США, Великобритания, страны Европейского союза и Азии. В этих странах наблюдается явная тенденция к усилению государственного вмешательства и ужесточению условий ответственности для интернет-площадок.
Изменения в законодательстве направлены на расширение сферы ответственности электронных площадок в области безопасности товаров, введение ограничений на изменение условий договоров с продавцами, а также внедрение системы обработки жалоб.