Top.Mail.Ru
Москва
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Названы тайные бенефициары грабежа в системе ЖКХ

Система ценообразования в платежках за услуги ЖКХ – тайна за семью печатями. В мутной воде рыбу ловить проще, и потому, у созданной системы кажущегося на первый взгляд хаоса есть логичные обоснования.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются государством. Доступ к этим данным открыт для широкой публики. Однако конкретная сумма в квитанциях формируется управляющей компанией, ЖСК, ТСЖ или другой организацией, выбранной для обслуживания дома с учетом различных коэффициентов, поправок (в том числе на климатические условия) и так далее. Как показывает практика, рядовой гражданин может добиться от, скажем, управляющей компании полного отчета, из чего конкретно складывается сумма, только в судебном порядке. Так как большинство граждан ни с кем судиться с непонятными перспективами не хотят и исправно платят за ЖКУ. Между тем, стоимость услуг растет как на дрожжах, порой в разы превышая инфляцию.

Грубо говоря, цены в платежках зависят от политики местных властей, региональных энергетических комиссий и служб по тарифам. По идее, они должны ограничивать аппетиты поставщиков услуг в сфере ЖКХ. Но в реальности вся система работает так, что в снижении тарифов для населения не заинтересован никто.

Журналисты «Новой газеты» провели расследование и выяснили, что между поставщиками и контролирующими структурами есть посредник. Это негосударственные компании, которые специализируются на экспертизе в области государственного регулирования тарифов. По факту, у таких компаний нет никаких полномочий, но их эксперты могут оказывать существенное влияние на формирование тарифов. «Новая газета» называет конкретные фирмы, занимающиеся не только экспертизой, но и консультированием энергокомпаний по поводу того, как обосновать завышение цен.

По данным издания, целая сеть некоммерческих организаций-консультантов контролируется чиновниками из расформированной Федеральной службы по тарифам. Оставшиеся не удел госслужащие решили применить свои знания в этой области, чтобы давать советы компаниям, как заработать на гражданах больше. Такие советы стоят десятки миллионов рублей. В пример издание приводит данные о взаимоотношениях одного из поставщиков услуг с консультирующей компанией. Информационная поддержка с мая по октябрь 2017 года обошлась заказчику в 7 млн рублей. Кроме того, заказчик остался должен консультантам еще 35 млн.

Другим примером стал нижегородский поставщик электроэнергии, который оказался должен за консультирование, анализ тарифов и «выработку предложений по формированию сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков» 24,5 млн рублей. Сбытовая надбавка – это «часть тарифа, которую компания право «накручивать» сверх собственных затрат», поясняет «Новая газета».

В 2016 году формирование тарифов на электроэнергию в Нижегородской области вызвало скандал. Областной прокурор тогда в судебном порядке потребовал пересмотреть завышенные тарифы. При детальном рассмотрении выяснилось, что в «надбавку» поставщик включил услуги связи, «расходы компании на управление, обслуживание кредитных обязательств, рекламу, охрану, юристов и так далее.

В итоге, суд постановил, что с граждан собрали незаконно 1,6 млрд рублей.

Как отмечает «Новая газета», ранее были случаи, когда организации-консультанты с успехом отмазывали поставщиков услуг от уголовного преследования. Таким образом, по мнению НГ, в России действует целая сеть универсальных организаций, которые помогут украсть, да еще и ловко все объяснить. Таким образом, правильное обоснование тарифов и помощь в убеждении в этом региональных чиновников превращается в прибыльный бизнес.

Полная версия