Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Как изменятся правила перевозки багажа в самолетах

Когда в России говорят о снижении административных барьеров, о свободе предпринимательства, о чрезмерной зарегулированности всего вокруг, становится тревожно.

Ладно, Алексею Навальному подобная риторика простительна, ему нужна поддержка бизнеса, он делает все, чтобы понравиться людям с толстыми кошельками и передовыми взглядами. Но ведь и серьезные экономисты то и дело повторяют подобную мантру. Потому что не хотят или не в состоянии признать очевидное.

Нельзя снижать барьеры. Нельзя дерегулировать. Можно и нужно убить коррупционную составляющую этого регулирования, но правила для бизнеса в России должны, во-первых, быть, а во-вторых, быть жесткими.

Иначе начнется беспредел.

Уже начался.

Спикер учится читать

20 июля Госдума России окончательно приняла поправки к Воздушному кодексу, лежавшие в парламенте три долгих года. Для широкой публики самым главным местом в документе оказался пункт о том, что договор воздушной перевозки пассажира «может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа». Проще говоря, несчастным обладателям невозвратных билетов (а это практически все билеты, продаваемые на внутрироссийские рейсы) придется платить за багаж в обязательном порядке. Для возвратных билетов правило о 10 бесплатных килограммах сохранено.

Совет Федерации (месяцем ранее наложивший на аэропорты неподъемные ограничения, которые приведут к росту тарифов) быстренько проштемпелевал это решение. Ободренный успехом Минтранс тут же выкатил новые предложения, теперь уже касающиеся ручной клади – и внезапно столкнулся с истерикой главы верхней палаты Валентины Матвиенко, которая только что подписала антинародную либерализацию правил перевозок: «Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, верхнюю одежду. Кто автор этого нормативного акта?» – возмущалась она, после чего, правда, продолжила: «У нас нет правовых юридических оснований для отклонения закона».

Вообще-то парламенту не нужны никакие юридические основания для отклонения законов, принимаемых в интересах кучки олигархов. Просто перед тем как подписывать важные документы, следовало бы их внимательно читать - так и хочется посоветовать спикеру Совфеда.

Суть нового проекта состоит в уточнении стандартов перевозки ручной клади. Правил на этот счет пока что практически нет, каждая авиакомпания устанавливает их самостоятельно. Существует лишь федеральный список предметов, которые можно проносить на борт без дополнительной платы: от костюма в портпледе до зонтика, от дамской сумочки до компактной компьютерной техники.

Минтранс решил это урегулировать, создав правила взвешивания ручной клади. В список предметов, которые можно провозить не взвешивая, как раз и не попали фотоаппараты с ноутбуками. Таким образом, если условная «Нордавиа» ограничит вес ручной клади пятью килограммами, за технику почти наверняка придется доплачивать, ведь 17-дюймовый ноутбук легко может весить более 3 кг. Альтернатива, впрочем, есть – отдать его в багаж (тоже платный!), чтобы потом доказывать, что вы клали туда цельное устройство, а не эти разрозненные осколки.

Опять же, каждая компания может расширить список «невзвешиваемых» предметов – его нельзя только сужать. Либертарианская свобода предпринимательства. Счастье отдельно взятой отрасли.

Грабь своих, чтобы чужие боялись

Вброс Минтранса по поводу «запрета ноутбуков» очевидным образом направлен на то, чтобы погасить негодование по поводу отмены нормы бесплатного провоза 10 кг багажа. В стране, где средняя стоимость перелета выше прожиточного минимума, новые законы неминуемо приведут к фактическому подорожанию перелетов – да, при возможном удешевлении самих билетов. Статистически, для отчета премьеру и президенту, перелеты подешевеют, поскольку в отчетность не войдет обязанность платить за каждый предмет.

Время для вступления в силу нового закона выбрано гуманно: он вступит в силу через 60 дней после официальной публикации, то есть, видимо, в самом конце сентября, когда все отдыхающие уже вернутся домой. Так что привыкать к новым правилам будем постепенно, без «шоковой терапии», а к новогоднему всплеску туризма они уже будут многократно разъяснены и обкатаны. И на том спасибо.

Социальные сети предсказуемо отреагировали и на закон, и на инициативу Минтранса потоками негатива, но среди них весьма уверенно пробиваются голоса поддержки новых правил. Это очень любопытная публика – только эмигранты или постоянно летающие за рубеж люди, искренне презирающие «нищебродов», милостиво одобряют поправки в кодекс: «Мировая практика… А у нас в Нидерландах… Это вы еще на RyanAir не летали…»

Представители «Аэрофлота», главного лоббиста всех этих изменений («Победа» – дочерняя компания лидера отрасли), говорят, что новые правила помогут бороться за пассажира с иностранными лоукостерами. Вранье чистой воды: на внутрироссийские рейсы зарубежные перевозчики не допускаются, так почему пассажир рейса Пермь – Москва – Владивосток лишается права на бесплатный провоз своего несчастного чемоданчика? Как это поможет «Победе» в конкуренции с тем же RyanAir?

Свобода!

Летали люди по России самолетами. Сначала только «Аэрофлота», потом и других компаний. Были правила. Сначала – простые и понятные: билет всегда можно вернуть, нормы багажа известны, ручная кладь разрешена.

Потом под создание «Добролета» правила усложнили: появились невозвратные билеты, стало можно пользоваться лазейками в законодательстве, которое просто не предполагало, что можно не пустить в самолет человека с городским рюкзачком. Но правила все равно оставались. Уже не всегда простые, не всегда понятные, вызывавшие много вопросов у пассажиров «Победы», но – оставались.

Теперь их фактически отменили. Полная вольница, свобода предпринимательства, никаких административных барьеров. Зонтики вот только обязаны провозить да дамские сумочки.

Что мы получали, покупая билет на самолет пять лет назад?

·         Право занять одно кресло на одном рейсе.

·         Право выбрать это кресло за сутки до рейса через систему электронной регистрации.

·         Право на возврат средств в случае перемены планов.

·         Право на бесплатный провоз 10 кг багажа.

·         Право на любую ручную кладь в разумных пределах и без запрещенных предметов.

Что мы теперь получаем, покупая билет?

·         Право занять одно кресло на одном рейсе.

·         За право заранее забронировать конкретное место – дополнительная плата.

·         Изменились обстоятельства? Твои проблемы. Не забудь сообщить об этом в авиакомпанию, чтобы твое право снова смогли продать. Денег никто не вернет.

·         За багаж – дополнительная плата. Плати заранее, в аэропорту дороже.

·         За ручную кладь – дополнительная плата. Плати заранее, в аэропорту дороже.

Все эти несомненные достижения стали возможны только благодаря постоянным поправкам в Воздушный кодекс, призванным снизить административные препоны в отрасли.

Удивительно ли, что возвратные билеты, по которым сохраняются еще какие-то гарантии, кроме ручной клади, стоят уже в два раза дороже, хотя никакого дополнительного комфорта их обладатели не получают?

Уроки лицемерия

Конечно, наш человек привык преодолевать сложности.

Проблемы с «Победой» решались просто и даже легально: пассажир заранее клал в чемодан маленькую сумку с ноутбуком или планшетом, перед стойкой регистрации доставал ее, демонстрировал сотруднику компании и брал с собой в самолет. Главное, чтобы это действительно была сумка для ноутбука, а не рюкзак или «дипломат».

Теперь будет интереснее – как мы, собственно, и любим. Войдя в здание аэропорта, спускаемся в туалет, достаем из чемодана ноутбук и прячем его в специально приготовленный карман на спине, под верхней одеждой. Проходим регистрацию, взвешиваем багаж и ручную кладь, снова спускаемся в туалет, достаем ноутбук и перекладываем его в ручную кладь на время личного досмотра. Пройдя досмотр, идем в туалет и снова прячем ноутбук, чтобы его не увидели стюардессы. В полете прибор тоже лучше не доставать: велик риск попасть в «черный список» авиакомпании как злостный неплательщик за электронную технику.

Целями правительства и парламента, кажется, и являются воспитание в нас хитрости, оттачивание трюков, развитие навыков выживаемости. Образцы у нас хорошие: лицемерие, фальшь, демонстративная забота власти о судьбах народа с одновременным принятием подобных законов вызывают уже даже не злость, а элементарную физиологическую тошноту.

Невозвратных билетов бы этим вершителям судеб – в одну сторону, без багажа, все равно, на RyanAir или «Победе»…

Полная версия