Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Солоно хлебавши в поисках счастья - 2

Почему в Перми все не так, как кажется на первый взгляд.

Продолжение. Начало - Солоно хлебавши в поисках счастья

Чердынь – самый древний город Прикамья

Город пересечения торговых путей, столица коми-пермяцкого царства, позже вошедшая в состав русских Великопермских земель. В XVI веке здесь была мощная деревянная крепость, окруженная валом. Позже Чердынь стала лесной столицей, прославившись своими лесорубами и плотниками. Но где лес, там и огонь –серия крупных пожаров практически уничтожила одноэтажные деревянные постройки.

В советское время Чердынь «прославилась» как место ссылки Осипа Мандельштама. Сейчас силами культурного сообщества маленького городка бережно восстанавливается история города. Ведутся раскопки на месте кремля, перевезена из Ныроба и установлена на исторический фундамент деревянная часовня Михаила Архангела. В городок населением около 10 тысяч человек приезжает ежегодно до 100 тысяч туристов – настолько богата историческими объектами его территория, а экскурсоводы – не только знатоки, но настоящие энтузиасты.

Чердынский краеведческий музей был открыт в 1899 году в честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Шаг за шагом, факт за фактом здесь восстанавливаются связи прошлого с настоящим. Нашлись потомки известного купца первой гильдии Николая Алина, много сделавшего для города и умершего после революции в Чите, жена же его с тремя детьми без копейки денег добралась аж до Бразилии. Сейчас совместно с музейщиками Чердыни правнук Алиных издал серию книг о своей семье. Сотрудники чердынских музеев стараются привлекать интерес туристов всеми способами – в купеческой усадьбе можно поиграть в лото, настольные игры, в воссозданном гимназическом классе проходят исторические уроки с применением мультимодальных технологий. Трогательные записи оставляют туристы в книге отзывов – «здесь воспитывались мои дед и бабушка, спасибо»…

Но без путешествия в Соликамск картина истории Пермского края была бы неполной, даже пресной, ведь именно отсюда пошло знаменитое «Пермяк солены уши».

Соль земли пермской

Веселая присказка пошла от невеселой жизни – после тяжкой работы на солеваренном заводе мужикам и бабам приходилось на себе таскать многопудовые мешки с солью. Мужская норма 5 пудов, женская 3, пуд – более 16 килограммов. Соль сыпалась за шиворот и на уши, разъедала кожу, и стоило снять шапку, как всем было понятно – перед тобой пермяк. Но на судьбу не жаловались – соль кормила край, пусть доставалась и тяжким трудом.

Усть-Боровской завод, основанный в 1878 году купцом Рязанцевым, работал вплоть до 1 января 1972 года. 10 лет как полетел в космос Гагарин, а на заводе женщины продолжали вручную фасовать соль, добытую практически дедовским способом.

Гостей музея солеварения в Соликамске встречают хлебом-солью – с той самой знаменитой солью «пермянкой», что делали еще наши предки. Сейчас ее варят в чистый четверг сотрудницы музея, а каждый гость может увезти с собой на память щепоть соли в маленькой мешковинке.

Само производство сохранено в историческом правдоподобии – деревянные трубы, по которым шел соляной раствор, который постепенно выпаривался, затем соль размельчали и фасовали в мешки. Запасы «рассола» хранились в огромных амбарах, собранных без железных деталей – на деревянных же чопиках. Почему так хорошо сохранились строения? Потому что просоленное дерево превращается практически в камень. Этот музей истории соли – единственный в России и на постсоветском пространстве.

Соликамские чудеса

Особым шиком у туристов считается искупаться в соляной скважине – одна из них находится неподалеку от музея, другая – посредине небольшой речушки, протекающей вдоль Ботанического сада Григория Демидова, выращивавшего на Урале ананасы, лимоны, фиги и другие редкости. Таковы были забавы русского купечества – научно-полезные и просветительские; тот же Демидов переписывался с самим Карлом Линнеем. Сейчас сад восстанавливают и развивают – на сегодня в коллекции около 2000 видов, форм и сортов растений, есть тематические зоны японского, английского и китайского садиков.

Соликамск полон удивительных церквей и храмов. Гордо возвышается над городом Соборная колокольня, с чисто пермской расчетливостью расположенная «на палатах каменных», где ранее были различные учреждения от гимназии до острога. Говорят, педагоги частенько напоминали ленивым ученикам, куда их может привести плохое поведение.

Удивительную историю рассказали сотрудники музейного комплекса о возвращении иконы Николая Чудотворца в Богоявленскую церковь. Церковь поражает уникальным иконостасом, выполненным в необычной манере. Именно здесь когда-то зашел разговор об утраченной иконе, которая в годы войны была увезена в Москву. Разговор был услышан правильными людьми – местными меценатами, и через некоторое время, ценой огромных усилий и финансовыъ затрат, икона вернулась домой. Говорят, именно она когда-то хранила Соликамск от пожаров и нашествий врага. Со времени возвращения иконы пожаров не было. Нашествий – тем более

Незаметные герои

Не только святые оберегали Пермскую землю, много для нее сделали и земные герои – такие, как геолог Павел Преображенский. На соликамской улочке стоит скромный знак с упоминанием, что на этом месте в 1925 году первая скважина, пробуренная по наметкам Преображенского, вскрыла крупнейшие в мире залежи калийных солей. В 1929 году он же открыл ту самую уральскую нефть.

Судьба Преображенского когда-то висела на волоске – за сочувствие эсерам, за то, что сын священника, за то, что занимал должности «по народному образованию» во Временном правительстве Керенского и в кабинете министров правительства адмирала Колчака, трибунал Сибревкома приговорил его к принудительным работам «на все время гражданской войны». И лишь ходатайство пролетарского писателя Максима Горького помогло вернуть Преображенского науке.

В 1930-х Преображенский станет первым в СССР геологом, награжденным орденом Трудового Красного Знамени. Заслуженно. За калий. Но славить как первооткрывателя Волго-Уральской нефти и газа будут «красного геолога» академика Ивана Губкина. Речь о восстановлении исторической справедливости и установке памятника Преображенскому на пермской земле только идет. Но это обязательно случится – как всегда, длинными разговорами и скорым исполнением.

Секрет счастья

Путешествуя по зеленой тайге, долгими пермскими дорогами, по обочинам которых бойкие торговцы предложат тебе свежесобранную морошку и землянику, свежевыловленную рыбу, вкуснейшие грибы, а в лесу можно потеряться, такой он густой, и белый мох такой красивый – размышляли мы об одном: что же манило сюда всех этих ученых, музыкантов, поэтов, инженеров, что держало их в суровом краю?

Не знаю. Много нужно еще узнать и увидеть в гостеприимном Пермском крае, чтобы понять его хоть наполовину.

Но может быть, это непростое пермское счастье в том и есть – просто любить свою землю, просто работать на ней и с горящими глазами спорить по любому поводу, что есть «пермское и непермское». Здесь ведь все не так, каким кажется на первый взгляд.

А счастье – оно и правда не за горами. Оно там, где ты сам. Пермское счастье со вкусом горькой соли.

Спасибо за увлекательное путешествие группе «PR-проект» и всей беспокойной семье Нечаевых: Наталье, Михаилу и Александру, а также фотографу Олегу Воробьеву.

 

Полная версия