Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Открытие Крымского моста: все о проекте

Движение автомобилей по Крымскому мосту начнется утром 16 мая.

Сегодня, 15 мая, состоялась торжественная церемония открытия автомобильной части моста через Керченский пролив. Новый мост соединил Крым и Краснодарский край. Открывать мост приехал президент России Владимир Путин. За рулем КамАЗа он проехал по Крымскому мосту, возглавив колонну из трех десятков грузовиков

Зачем нужен мост

Впервые о строительстве моста задумались более 100 лет назад. Но воплотить идею в жизнь впервые удалось только в 1944 году советским инженерам, которые в рекордные сроки построили железнодорожную переправу. По некоторым данным, работу начали еще немцы, оккупировавшие полуостров, и после освобождения Крыма советские строители использовали в работе брошенное немецкое оборудование и стройматериалы. Впрочем, переправа долго не простояла — мост разрушил сильный ледоход уже в начале 1945 года. 

К строительству нового моста приступили лишь после присоединения Крыма к России. До этого попасть на полуостров удобнее было через Украину. Но последняя после потери Крыма объявила о его полной блокаде, прекратив не только транспортное сообщение, но также и любые поставки, в том числе электроэнергии и воды. Фактически полуостров превратился в остров.

До сих пор две трети туристов прибывали в Крым через паромную переправу, поэтому было важно обеспечить комфортный способ передвижения. Теперь от одного берега до другого можно доехать всего за 15 мин.

Как выбирали проект строительства

Маршрут, по которому проложен Крымский мост, называется Тузлинским, поскольку проходит через остров Тузла. Его выбрали из десяти предложенных проектов по двум причинам. Во-первых, на острове оказалось достаточно свободной земли, чтобы разместить там со всеми удобствами многие инфраструктурные объекты, связанные с обеспечением строительства: базы, склады, готовые мостовые элементы и так далее. Во-вторых, Тузлинский проект позволил не нарушать работу паромной переправы между портами Кавказ и Крым – а она на время строительства оставалась единственным безопасным автомобильным путем на Крымский полуостров.

Заказчиком проекта стало федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства РФ. В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО "Стройгазмонтаж" (входит в группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга). Управление проектом строительства моста осуществляет ООО "Стройгазмонтаж-Мост".

В возведении моста задействовано почти 220 российских предприятий, строительство вели более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.

Основные характеристики и стоимость возведения моста

Этот мост стал крупнейшим в России, обогнав прежнего лидера – Президентский мост в Ульяновске (12,97 км) почти на семь километров. Длина нового сооружения – 19 километров, 11,5 из них проходит по суше и еще 7,5 км – над морем. Мост соединяет Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу.

Мостовой переход через Керченский пролив состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной секций. Автомобильная дорога насчитывает 4 полосы движения, максимальная скорость движения по ней составит 120 км/ч.

Железная дорога состоит из двух путей. Расчетная скорость движения пассажирских поездов по мосту – 120 км/ч., грузовых – 80 км/ч. Сейчас строительство железнодорожной части Крымского моста продолжается. Его должны завершить к декабрю 2019 года. Ожидается, что ежегодно по Крымскому мосту поезда будут перевозить порядка 14 миллионов пассажиров.

Строительство Крымского моста обошлось почти в 228 миллиардов рублей. Средства выделялись по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года». Согласно данным из открытых источников, Крымский мост стал самым дорогим подобным сооружением в Европе и входит в пятерку самых дорогих мостов мира (наряду с мостами Бей-Бридж в Калифорнии, путепроводом через залив Цзяочжоу в Китае и мостом Большой Бельт в Дании).

Название моста

До конца 2017 года мост через Керченский пролив не имел официального названия. Вопрос о о наименовании будущего моста был задан президенту РФ Владимиру Путину на большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года. В ответ глава государства предложил узнать мнение россиян путем опроса.

В ноябре 2017 года стартовало голосование, в ходе которого предлагалось выбрать название для моста. На рассмотрение были внесены пять самых популярных вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, мост Дружбы и мост Воссоединения. Участники голосования также могли предложить свой вариант наименования.

17 декабря 2017 года 64% проголосовавших выбрали в качестве официального названия транспортного перехода через Керченский пролив вариант "Крымский мост".

Сложности при строительстве

Украинские СМИ активно писали о том, что постройка будет недолговечной и ставили под сомнение её  надежность. По их мнению, в районе моста надежные коренные почвы местами расположены на глубине 90 метров. Сам Керченский пролив расположен в районе тектонического разлома, и неподалеку от острова Тузла есть сеть глубоких грязевых вулканов. Когда они "дышат" – происходят колебания почвы. По мнению украинских экспертов, в связи с этой особенностью, сваи должны забивать на глубину до 100 метров и еще и под правильным углом, учитывая возможные землетрясения.

В России утверждают, что Крымский мост способен выдержать любые землетрясения. По данным сейсмологов, серьезные землетрясения силой более 6 баллов происходят в Крыму с периодичностью один-два раза в столетие. Последнее серьезное землетрясение на полуострове было зафиксировано в 1927 году, и его сила составляла те самые 6 баллов. Более серьезные землетрясения тоже возможны, но, как рассчитали ученые, не чаще одного раза в 5 000 лет. При этом их сила не превысит 9 баллов, а конструкция Крымского моста рассчитана на то, чтобы противостоять толчкам силой в 9,1 балла.

Крымский мост удерживают 596 опор. При этом одна опора представляет собой конструкцию из металла весом около 400 тон. Помимо них, есть еще и сваи, число которых – свыше 7 000.

Полная версия