Top.Mail.Ru
Москва
6 мая ‘24
Понедельник
Навигация

Ротко и Бэкон объединились с премией Тернера

Лондонские галеристы нашли способ привлечь посетителей. Они разместили рядом творения двух самых дорогих художников мира, Марка Ротко и Фрэнсиса Бэкона, и добавили к ним контекстуальный бонус -- инсталляции номинантов премии Тернера.

В британской галерее Tate Modern впервые для этой страны открылась крупная выставка, посвященная американскому абстракционисту. Им стал Марк Ротко.

50 работ, относящихся к финальному этапу карьеры Ротко -- 1958--1970 годам, происходят из различных источников. Впервые представлены творения, хранившиеся в Японии, сообщается в пресс-релизе Tate Modern. Выставка сконструирована с тем, чтобы посетители смогли полностью проникнуться богатством цвета произведений рожденного в Двинске художника. Центральным стал комплекс из мрачных прямоугольников, созданный для Seagram Building, принадлежавшего водочной корпорации небоскреба на Манхэттене. Посетителям выставки покажут посвященные творчеству Ротко фильмы.

Уроженец Российской империи Марк Ротко (1903--1970) считается одним из самых дорогих художников мира. Ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.

Незадолго до выставки «Ротко» в родственной Tate Modern галерее Tate Britain открылась ретроспектива работ Фрэнсиса Бэкона, первая с 1985 года и первая посмертная. Руководство Tate Britain считает, что у Бэкона много общего с Ротко, в частности, «он воровал у Марка задние планы».

Ретроспектива Бэкона приурочена к столетию со дня рождения портретиста. На ней представлены 60 лучших и самых важных крупноформатных работ: триптих «Три этюда фигур у подножия Распятия» 1944 года, портреты папы Иннокентия X, картины на тему смерти любовника Джорджа Дайера.

В рамках выставки пройдут круглые столы «Архитектура и дизайн в эру Бэкона», «Безумно сексуально: Мэгги Хемблинг о Бэконе», «Беседа о британском языке знаков», симпозиум «Фрэнсис Бэкон: невидимые истории». Желающим покажут Лондон Бэкона, научат «расплескивать краску по-бэконски» и играть с цветом.

Фрэнсис Бэкон(1909--1992) художник-экспрессионист

Организаторы выставки нацелились на широкомасштабную аудиторию. По их задумке, ценители искусства удовлетворятся картинами, критики и искусствоведы придут на научные семинары, семьи с детьми посетят «Бэкона для начинающих», а иностранцы проедутся по столичным местам, связанным с жизнью одного из самых дорогих художников XX-XXI веков.

Обозреватели британской газеты Observer назвали Бэкона «британским ответом французскому сюрреализму», «пугающим видением человеческой бесчеловечности». «Он не так хорош, как Пикассо -- вы сами это увидите в комнате, где их работы висят друг напротив друга, как Матисс. Однако никто в XX веке не умел рисовать лучше, чем Бэкон… Он не только многое позаимствовал, но и добавил в справочник живописи», -- пишет Observer.

К открытию выставки британский писатель Майкл Пеппиатт приурочил выход биографии «Фрэнсис Бэкон: анатомия тайны». Он считается экспертом по этому художнику.

«Бэкон получил всемирную известность благодаря своим переплетенным изображениям людей и животных, зачастую заляпанным краской, изображающим грубые эмоции. Они считаются одними из самых мощных произведений искусства… Эта выставка станет подарком поклонникам Бэкона и превосходным обучающим пособием для людей, лишь начинающих знакомиться с его творчеством», -- заявил куратор выставки Крис Стивенс.

28 ноября в Tate Britain пройдет мероприятие, которым руководство галереи намеревается связать две свои крупнейшие выставки, -- «Критические и контекстуальные исследования Фрэнсиса Бэкона и премии Тернера 2008».

Организаторы намерены объяснить заинтересовавшимся то общее, что есть у Бэкона и лауреатов британской премии Тернера, рассказать им, как «искусство создается, изучается и оценивается».

Фрэнсис Бэкон(1909--1992) художник-экспрессионист

Выставка «Премия Тернера» открылась в Tate Britain 30 сентября после того, как был объявлен ее шорт-лист. Руна Ислам, Марк Леки, Гошка Мацуга и Кэти Уилкис получили возможность экспонировать свои задумки в одной из самых знаменитых в мире галерей. Один из них 1 декабря станет обладателем самой знаменитой в мире награды в области современного искусства и £25 тыс.

Кэти Уилкес представила инсталляцию под названием «Я отдам все свои деньги». Она составлена из двух касс из супермаркета и множества мелких предметов: миски с засохшей овсяной кашей, кувшинов, сгоревшего дерева и волос. Рядом с кассами находятся два женских манекена, один из которых, с подковами на шее, сидит на унитазе, а другой носит на плечах птичью клетку, внутри которой находится голова манекена. «Несмотря на то что работа Кэти Уилкес слишком устремлена в глубь себя самой, она характеризуется прямыми диаграммными обращениями к ежедневному человеческому опыту… Используя наполненные собрания обычных вещей и материалов, Уилкес создала ясный и красноречивый словарь, который затрагивает самые глубины женственности и сексуальности», -- считают в Tate Britain.

Марк Леки и Руна Ислам обратили к видеоискусству. Леки представил лекцию о современном масскульте, а Ислам -- ролики «Первый день весны», изображающий спящего рикшу в Дакке, «Кинематографию» о работе видео-кружка в Новой Зеландии и «Увидь первым то, что ты видишь, так, как ты видишь».

Гошка Мацуга представила в Tate Britain серию коллажей, объединенных общей темой -- романом между британскими художниками Полом Нэшем и Айлин Агар. Коллажи составлены из фотографий, сделанных Полом в первой половине XX века, и сюрреалистичных рисунков Айлин. Они дополняются конструкциями из стали и стекла.

Выставка «Премия Тернера» завершается в середине января.

Премия Тернера была учреждена в 1984 году от имени живописца Уильяма Тернера. Ежегодно присуждается художникам, которые родились, живут или работают в Великобритании. Имеет репутацию одной из самых радикальных и бескомпромиссных наград в сфере современного искусства. Жюри обычно состоит из писателя или литературного критика, музейного куратора из Великобритании и представителя иностранной художественной общественности. Лауреатами или номинантами премии Тернера становились главные арт-скандалисты последних лет:от Дэмиена Херста с его овечками в формальдегиде до Криса Офили, использующего в работах слоновий навоз, и Трейси Эмин, посвящающей всех желающих в интимные подробности своей сексуальной жизни.

Полная версия