Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Москве хана, воды не будет»: угроза или провокация?

То, что паникеры считают отравлением, оказалось банальной гильотиной

Любопытную рассылку под ярким названием «Москве хана, ВОДЫ НЕ БУДЕТ! ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УБИЙСТВЕ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ИСТОЧНИКОВ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНЯТО» получили утром 20 декабря ряд политических активистов и журналистов, включая автора этих строк. Когда в теме письма используются исключительно заглавные буквы, это обычно навевает некоторые подозрения, но игнорировать такие яркие анонсы было бы непрофессионально. В весьма эмоциональном тоне авторы сообщают о том, что:

«Будут застроены берега верховьев Москвы-реки в районе водозоборов Рублевской и Запвдной ствнций водоподготовки, реки Истры, Истринского, Можайского, Рузского водохранилищ, Канала Москва-Волга, Учинского, Пироговского, Клязьминского водохранилищ и других водных объектов» (сохранены все ошибки оригинала, кроме избыточных пробелов).

Выглядит, согласитесь, весьма апокалиптично. Давайте разберемся, в чем же дело.

Гильотина для экологии

Авторы указывают на совместное постановление (удобно скачать в формате .pdf) руководителей Москвы и Подмосковья от 17 декабря 2019 года, свеженький новогодний тортик. В этом постановлении указано, что «до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» и до ряда других событий, в которые только чудом не затесался свистящий на горе рак, внимание:

«Не подлежат применению правовые акты органов государственной власти РСФСР, направленные на регулирование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы».

Далее перечислены акты 1940-74 годов.

В следующем абзаце указано, что зоны санитарной охраны и ограничения их использования следует определять на основании решений «исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП"».

То есть перед нами типичное применение регуляторной гильотины – руководители регионов указали единственный документ, который берется за основу при принятии решений по водоохранным зонам.

А судьи кто?

Слегка подозрительной выглядит статья 2, в которой указаны ответственные за контроль над выполнением постановления. Если в Московской области это хотя бы министр экологии Дмитрий Куракин, то в Москве вообще вице-мэр по строительству Марат Хуснуллин. Еще раз: прожженный строитель, заливающий бетоном каждый доступный ему гектар, поставлен надзирать за безопасностью водозаборов – лисица, охраняющая кур. Куракин, впрочем, тоже тот еще эколог: закончив модный юрфак СПбГУ, он долгое время занимался недвижимостью и городским имуществом Санкт-Петербурга, и делал это настолько эффективно, что Сергей Шойгу призвал его разобраться с имуществом временно вверенной ему Московской области, а после забрал с собой в Минобороны – навести порядок после Сердюкова и Васильевой. В сентябре 2018 года Куракин вернулся в подмосковное правительство – опять же, навести порядок после вакханалии, устроенной его предшественником Александром Коганом, настоящим экологом с большой дороги.

Характерно, что в размещенном на портале правительства Московской области проекте этого постановления ответственным со стороны Подмосковья назван не Куракин, а Ильдар Габдрахманов – такой же выходец из Татарстана, как и Хуснуллин. Почему в последний момент заменили «смотрящего», неясно.

Для сторонников конспирологических версий добавим еще один подозрительный момент – юридической формой выбрано именно постановление правительств, а не региональные законы. Можно предположить, что если карманная подмосковная Дума одобрит любой проект, то московская могла бы как минимум потрепать нервы из-за планов строительной мафии лишить столицу питьевой воды.

Но как-то жили мы 39 лет с решением 1980 года, и никому от этого плохо вроде бы не было. К чему устраивать почтовые истерики? На соответствующий вопрос авторы письма на момент публикации не ответили; при наличии ответа мы процитируем его отдельно.

Без двух абзацев

Надо сказать, что осенью 2018 года подмосковное правительство в одностороннем порядке внесло изменения в документ 1980 года, исключив из Приложения №1 12-й и 13-й абзацы. В оригинальном решении абзацы не пронумерованы, а цитировать выброшенные места подписавший документ губернатор Воробьев не посчитал нужным. Более того, наличие в Приложении нумерованного списка делает подсчет абзацев неоднозначным.

Эксперты системы «Консультант» утверждают, что исключены следующие абзацы:

«всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоемов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции;

вопрос отвода земельных участков под строительство во втором поясе зон санитарной охраны необходимо предварительно согласовывать с Московской городской и Московской областной санэпидстанциями, Московско-Окским бассейновым управлением Минводхоза РСФСР и Управлением водопроводно-канализационного хозяйства Мосгорисполкома».

Во втором пункте Постановления 2018 года Москве предлагается принять соответствующий документ. Нам, однако, не удалось найти аналогичного решения за подписью Сергея Собянина, что вполне логично – ухудшать условия водоснабжения данного ему в кормление города градоначальнику явно невыгодно. Можно ли считать одностороннее изменение документа Московской области юридически безупречным – вопрос, требующий отдельного изучения, мы постараемся на него ответить после соответствующего анализа.

* * *

Как же тогда охарактеризовать письмо? Ошибка? Провокация? Или все-таки предупреждение о тайном заговоре, который мы просто не видим? Под частью утверждений послания, безусловно, хочется подписаться, например:

«Нас уже не удивляет та наглость, с которой московские и областные власти лоббируют интересы строительной мафии, но все еще удивляет полное равнодушие к этой теме жителей Москвы, экологических активистов и депутатов Мосгордумы».

Только все-таки «экологических активистов» из этого списка стоило бы вычеркнуть. Они еще трепыхаются.

Думается, что никакого страшного заговора по застройке водоохранных зон нет. В этой сфере и сейчас допускается масса нарушений, но цена вопроса слишком велика даже по сравнению с прибылью от застройки. Неудивительно, что власти и Москвы, и Подмосковья, решительно сбросившие коммунистические оковы, именно в этом вопросе оперируют почти исключительно советскими документами. Думается, в администрациях обоих регионов сейчас даже нет достаточно квалифицированных специалистов, способных сформировать новую доктрину водоснабжения столицы.

Но это не отменяет того, что и от московской реновации, и от подмосковного криминального беспредела надо держаться возможно дальше. Если есть куда бежать – самое время.

Полная версия