Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Атас – идет ADAS! Водители, раскрывайте кошельки!

Опубликованы некоторые подробности нового национального стандарта (ГОСТ Р) «Системы распознавания объектов инфраструктуры».

Распознает и отругает

Судя по этому документу, осенью 2020 года появится обязательное требование к установке на произведенных в России автомобилях систем фиксации нарушения правил. Проще говоря, машина будет следить за водителем и реагировать на его ошибки.

Предполагается, что машины научатся распознавать разметку, светофоры, знаки – и контролировать, насколько адекватно водитель на них реагирует. Автомобиль будет ругать шофера за плохое вождение аудиосообщениями, предупреждениями на дисплее и даже вибрацией сиденья с рулем. Технические возможности для этого, по мнению Росстандарта, уже есть. Выяснилось даже, что ГОСТ прошел публичное обсуждение – судя по всему, под покровом глубочайшей тайны.

Понятно, что обязательной установка подобных систем будет не с текущего и не следующего года – все-таки тотальное внедрение Advanced Driver Assistance System (ADAS) потребует достаточно много времени. Можно предварительно говорить о всеми любимом 2024 годе, с которого требования будут действовать в рекомендательном порядке (с легкими санкциями против производителей, которые систему не ставят) и 2027-29 годах как повсеместном внедрении ADAS в России.

Главный вопрос – будет ли такая система «стучать» в ГИБДД? Об этом в проекте ГОСТа ничего не говорится. Но учитывая некоторые технические требования, вероятность такого развития событий очень велика.

Дело в том, что в отдельно взятой машине ADAS в российских условиях особого смысла не имеет. Сколько-нибудь читаемой разметки круглогодично нет даже в Москве, что уж говорить о Челябинской области? В городах с их изобилием светящейся рекламы даже продвинутому искусственному интеллекту (ИИ) непросто однозначно выделить светофоры. Уменьшенные в размерах знаки часто закрыты снегом или листвой. Все это будет приводить к ошибкам, и в случае выписки штрафов такой системой суды окажутся завалены апелляциями.

Вывод напрашивается, и автопроизводители, не скрывающие скепсиса относительно нового ГОСТа, прямо говорят: как не получилось построить социализм в отдельно взятом государстве, так не получится с помощью ИИ обезопасить отдельно взятый автомобиль, пусть даже и с грамотным водителем за рулем.

Чтоб не пропасть поодиночке

А значит, нужны вложения в организацию дорожной инфраструктуры, развитие сетей 5G, создание единой сети координации автомобилей – то есть огромные бюджетные вливания. И понятно, что в такой сети слежение и передача данных в ГИБДД будут автоматическими. В принципе, при хорошем устойчивом сигнале между пересечением сплошной линии и списанием штрафа с банковской карты может пройти менее секунды.

Характерно, что на высокотехнологичном Западе ни о какой обязательной установке электронного шпиона в машины не говорят (что не мешает автопроизводителям в добровольном порядке оснащать свою продукцию «умной» начинкой»). Стремление к всеобщей слежке пресекается гражданским обществом в странах с реальными выборами – политик, высказавшийся в подобном духе, просто никуда более не будет избран. Это не значит, что американская или немецкая элита не хочет контролировать плебс – просто пока что она вынуждена апробировать технологии мечты на квазидемократических режимах типа российского.

К чему приведет новация

Во-первых, число аварий и случаев опасного вождения, вероятно, снизится – право на эксперименты за рулем останется только у «неприкасаемых» лиц, ориентировочно полумиллиона водителей на страну. Это федеральное и местное чиновничество, силовики начиная примерно с капитанского ранга, приближенные к власти бизнесмены.

Во-вторых, существенно вырастет спрос на «настоящие» иномарки – с какого-то момента и на них потребуют устанавливать шпионское оборудование, но это будет не сразу.

В-третьих, еще популярнее станет каршеринг: хотя его анонимность более чем сомнительна, владельцы этих компаний хотя бы на словах постараются дистанцировать своих клиентов от неудобств всеобщей прозрачности.

В-четвертых, автомобили опять подорожают: средняя стоимость системы будет никак не ниже 50 тысяч рублей, и эта сумма войдет в стоимость машины.

В-пятых, нас ожидает прекрасный нацпроект по цифровизации дорог, в который будут вложены очень существенные бюджетные деньги, из-за чего придется повысить налоги на автомобили и тарифы «Платона».

* * *

В то же время следует понимать, что перед нами в целом промежуточная мера, переходная стадия между веком ручного вождения и тысячелетиями автопилотирования. Подчиненные единой системе управления автомобили в весьма обозримом будущем будут сами выбирать маршрут и сами рулить к месту назначения. Приоритет на дороге наконец будет напрямую определяться статусом водителя (положением в иерархии и рейтингом в государственной социальной сети – китайский метод), но пробок для всех станет меньше.

Полная версия