Top.Mail.Ru
Москва
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Центр противодействия рейдерству атакует Нисанова и Илиева

Проживающий в Лондоне известный азербайджанский бизнесмен обвиняет проживающих в Москве известных азербайджанских бизнесменов в нарушении российских законов. Звучит смешно, но мимо казны проходят миллиарды долларов.

Сыщик с Бейкер-стрит

Любопытный материал опубликован в агрегаторе скандалов, издании The Moscow Post. Он представляет собой пересказ статьи бизнесмена Ильгара Гаджиева, опубликованной в азербайджанском издании Haqqin.az, плюс дополнительные размышления журналиста. Господин Гаджиев, ранее владелец московского девелопера SDI Group, ныне называет себя учредителем «Центра противодействия рейдерству в России». Увы, найти следы этой организации довольно сложно: юридического лица с таким или похожим названием в нашей стране не существует, а упоминания о «Центре» существуют на одном-единственном сайте – Fightraids.com, доменное имя которого впервые зарегистрировано лишь в январе 2020 года. «Наша цель – положить конец практике захвата и незаконных поглощений частной собственности физическими лицами и организациями, в том числе с использованием лазеек в законодательстве и различных других уловок» – заявляют руководители Центра, не называя при этом своих имен. Контактный адрес компании находится в Лондоне, на легендарной Бейкер-стрит.

Так что высказывания Гаджиева надо понимать еще и в этом контексте: скрываясь в Европе от многочисленных кредиторов и любознательных следователей, он пиарит свой новый проект. Но пиарит, надо отдать ему должное, весьма эффектно. А вот настолько правдоподобно – решать вам, уважаемый читатель.

Как поссорились Ильгар Аллазович и Год Семенович

Бизнесмены азербайджанского происхождения Год Нисанов и Зарах Илиев (их имена почти всегда упоминают в связке, как когда-то Потанина и Прохорова, Бокарева и Махмудова, но «паровозом» обычно звучит Нисанов), по данным «Коммерсанта», планируют прикупить бывшую овощебазу «Красная Пресня» – 20 бесценных гектаров у Третьего транспортного кольца, совсем недалеко от уже принадлежащих им ТЦ «Европейский» и гостиницы «Украина». Респектабельными центральными объектами, впрочем, предприниматели не ограничиваются им принадлежат, помимо прочего, рынки «Садовод» и «Фуд Сити» на МКАД. Именно две последних организации недавно назвал лидерами подпольного обнала Москвы директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. «Там обращается 600 миллиардов рублей в месяц, а зачислений на счета банков мы практически не наблюдаем», зато рынки являются крупнейшими точками оборота криптовалюты. Но никаких оргвыводов, сетует Гаджиев, из этого не последовало. Это не совсем так: Полупанову вскоре пришлось покинуть Центробанк. Конечно, «после этого» далеко не всегда означает «вследствие этого», но тут определенно есть над чем поразмыслить.

Нисанов и Илиев – это в первую очередь группа компаний «Киевская Площадь». Когда-то они работали вместе с SDI Group Гаджиева, но потом интересы бизнесменов разошлись, и Гаджиев обвинил вчерашних партнеров в рейдерском захвате бизнеса.

Наследники Церетели

Ранее существовало ЗАО «Киевская площадь» с таким же уставным капиталом и известным архитектором Зурабом Церетели среди учредителей. Функционировало оно по тому же адресу и с тем же телефоном, что и нынешние организации, причем действовало более 20 лет, а потом было закрыто «путем реорганизации в форме преобразования». В тот же день, 19 февраля 2015 года, и возникли ООО «Киевская площадь» и ООО «Киевская площадь 1». Их лицом считался известный азербайджанский юрист, специалист в области уголовного права Ильгам Рагимов, к фамилии которого неизменно добавляется уточнение «однокурсник Владимира Путина». Что ж, это важное уточнение – подобный статус открывает в России множество дверей без всяких звонков самого Путина или даже Рагимова. Судя по всему, Рагимов не был при этом старшим партнером – бизнес основан его земляками Зарахом Илиевым и Годом Нисановым; к 2018 году Рагимов, как минимум формально, вышел из проекта.

Интересно, что в 2011 году московская мэрия судилась с этими бизнесменами. Тогда новое городское правительство проводило масштабный аудит деятельности своих предшественников и с интересом обнаружило, что не может приватизировать свою долю в ТЦ «Европейский», так как она интересным образом уменьшилась с 30% до 10%. Спор был разрешён в досудебном порядке, после чего мэрия продала свою долю.

Может быть, людям Сергея Собянина следовало быть более настойчивыми и принципиальными? 600 миллиардов в год – ради этой суммы всей стране поднимали НДС, а тут подобная сумма утекает между пальцев ежемесячно. The Moscow Post в своей неповторимой манере «юрист стоит за спиной» утверждает:

Если это правда, то потери для экономики из-за выпадающих доходов от налогов могут сравниться с эффектом от западных санкций. Неужели Нисанов может наносить стране ущерб, сопоставимый с действиями зарубежных недоброжелателей? Доказательств этому нет, но многие верят без документальных подтверждений.

Собянин закрывает глаза

Основных аргументов «без подтверждений» два.

Первое – огромное количество мигрантов, трудящихся на рынках азербайджанских предпринимателей (с гражданством Нисанова и Илиева все довольно мутно – речь идет в том числе и о кипрских паспортах, но это не точно). Все мы понимаем, что черного кобеля сложно отмыть добела – те сферы, где трудятся иностранцы, являются самыми непрозрачными для налоговиков.

Но отмывочные мигранты – это традиция, которой следует даже ваш ЖЭК. Другое обвинение серьезнее – Рагимов полагает, что заработанные на рынках деньги выводятся через конвертацию прибыли в криптовалюты. Издание The Bell подтверждает, что Владимир Путин с подачи Эльвиры Набиуллиной поручил разобраться с наличностью рынков, причем в письме председателя Центробанка фигурируют и «Садовод», и «Фуд Сити». В ходе начавшихся проверок, когда в числе прочего на «Садоводе» нашли несколько потайных майнинговых ферм, как раз и ушел Полупанов, предсказывавший такое развитие событий. Что же за силы стоят за рыночными королями, если Росгвардия, по сообщениям соцсетей, конфисковала майнинговое оборудование, а в столичном ГУ МВД заявили, что ничего подобного не было, просто проверяли соблюдение миграционного законодательства? Похоже, московская мэрия сильно заинтересована в процветании финансового бизнеса на вещевых рынках.

Центробанк ничего не видит

Суть системы проста, говорит Гаджиев:

Покупка криптовалют на наличные и безналичные средства прямо на рынках с целью их немедленной отправки в Китай, Вьетнам и другие страны Азии для закупки товара с целью последующей контрабандной переправки в Россию или же просто безвозвратного вывода денег. Еще в 2018 году Банк России признал, что не видит этих транзакций.

Разница в слепоте мэрии и Банка России состоит в том, что ЦБ видеть не может, а мэрия не хочет.

С контрабандой в Россию все обстоит очень просто: благодаря существованию Таможенного союза наши южные границы практически открыты. Можно легально ввести товар на территорию Казахстана, уплатив местные 12% НДС, после чего проникнуть в Россию, сэкономив 8 процентных пунктов налога. Вероятность обнаружения контрабанды, по словам участников рынка, – менее 1%, да и то почти всегда можно «договориться». В результате наливается деньгами казахстанский бюджет и теряет деньги российский. И это лишь один из путей; в принципе, несколько увеличив риски, можно и вовсе обойтись без уплаты НДС.

Владельцы не в курсе происходящего?

Конвертация криптовалют – удовольствие не дешевое, при срочных операциях комиссия может доходить до 7%, к тому же изменения курса совершенно непредсказуемы. Но и это все-таки дешевле и приятнее, чем платить налоги в русскую казну.

Понятно, что российская текстильная промышленность, платящая все налоги и сборы плюс не имеющая китайских однопроцентных кредитов, абсолютно неконкурентоспособна перед этими схемами. Какое там импортозамещение!

Отдаешь наличные деньги в обменный пункт, кассир через терминал вносит их на свой счет на криптовалютной бирже, получает биткоины или другую криптовалюту и зачисляет ее на твой кошелек. На эти деньги ты закупаешь в Китае или других странах товар, оформляешь пересечение границы по одной из устоявшихся схем, после чего с большой наценкой продаешь этот товар на «Садоводе». Возня с обналичкой больше не нужна, Центробанк и официальные каналы отслеживания твои операции в упор не видят.

Могут ли владельцы рынков не знать об этом и не быть в доле? Окончательный ответ на этот вопрос может дать только суд, а господин Гаджиев говорит про то, что «1-2% общего оборота теневой экономики, то есть от 120 до 240 млн долл. США, достаются владельцам площадок, на которых происходит продажа денег и реализация товаров».

* * *

Сейчас, когда в условиях резкого падения казны мы принимаем бюджет с триллионными убытками, необходимо вновь – и обязательно в обход московских властей, доверия к которым быть не может – провести тщательную проверку всего бизнеса Нисанова и Илиева. Если эти люди невиновны и в их собственности все происходит по-белому – мы порадуемся и извинимся за подозрения. В более же вероятном случае или российский бюджет получит дополнительную прибыль, или российский производитель избавится от лживых и коррумпированных восточноазиатских конкурентов.

Полная версия