Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Бизнес-стиль Константина Эрнста: картинка красивая, а денег нет

Ветеран российской тележурналистики, огненный правдоруб советского «Взгляда», первый отечественный пранкер, ставший впоследствии многолетним лицом «Первого канала», Константин Эрнст, кажется, исчерпал себя на нынешнем посту. Но отстранить его нельзя.

Вкусно жить не запретишь

Напрасно, ох напрасно «Первый канал» обрушился с судебными исками на коллег-журналистов! Забыл Константин Эрнст старую поговорку «Если ты плюнешь на общество, оно утрется, но если общество на тебя – ты утонешь». А может быть, непотопляемый менеджер устал от рутины и хочет пощекотать себе нервы?

Общество начало с доходов самого Эрнста, который во многом определяет эфирную сетку канала. «Время обедать!», «Смак», «Моя мама готовит лучше!», «Вкус жизни», «Контрольная закупка», «ТилиТелеТесто» – «Первый канал» всегда уделял насыщению желудка более чем достойное место, видимо, памятуя о том, что сытые люди не склонны раскачивать лодку, а голодных надо соблазнять сытостью, а не свободой, то есть экономическими требованиями, а не политическими.

Эрнст знает, о чем говорит – он и сам не последний человек в московском кулинарном бизнесе. Ему принадлежит ООО «Экримтор», через которое Эрнст участвует в управлении целым рядом ресторанов. Основным партнером Константина Львовича по этому бизнесу является художник и ресторатор Андрей Деллос, ООО «Анжелюс» которого имеет 75% в совместном ООО «Юста Лайн». Возможно, вернее будет сказать, что Эрнст вложился в дело Деллоса – но выгоду от крупных государственных контрактов получают оба, и сложно переоценить медийную роль руководителя «Первого канала». Согласно порталу Rusprofile, Организация ООО «Юста Лайн» являлась поставщиком в 53 государственных контрактах на сумму 27 321 198 руб. Почему такая скромная средняя сумма контракта? Потому что большинство из них заключались на один-два банкета.

Самые известные московской богеме и чиновничеству рестораны Эрнста–Деллоса – «Кафе Пушкин», «Турандот» и «Шинок». Больше всего там любят отдыхать собянинские – 35 контрактов на 16,65 млн рублей. На втором месте – Генпрокуратура, всего 6 контрактов, зато на увесистые 8,4 млн рублей. А вот в аппарате Совседа сидят скромные люди – 7 контрактов в среднем всего по 163 тысячи рублей – честно говоря, эти ребята могли бы потратить такие деньги из своего кармана. Практически такие же деньги – 3 контракта по 159 тысяч рублей – платят и их коллеги из нижней палаты.

Издание The Moscow Post поясняет, что московская мэрия организует в ресторанах Эрнста банкеты для иностранных делегаций, скажем, 215 человек по 3-4 тыс. рублей на каждого. Также активны представители столичного ЗАГС – вероятно, организуют особо важные свадьбы.

Так что свой «свечной заводик» у Константина Эрнста есть, без куска хлеба он не должен остаться даже при самом неприятном развитии событий на «Первом».

Прибыли нет, а деньги есть

Правда, вот ведь какой парадокс получается. Прокуроры, депутаты, чиновники наперебой рвутся в рестораны «Юста Лайна», а финансовая отчетность у компании – сплошные слезы. При выручке 483 миллиона рублей по официальной отчетности чистая прибыль в 2019 году составила лишь 1,78 миллиона – ни уму, ни желудку. Забавно, что оба учредителя «Юста Лайна» – «Экримтор» и «Анжелюс» (тоже, кстати, регулярно выигрывающего государственные тендеры) – вообще находятся в глубоком минусе. В 2020-м, надо полагать, все будет еще печальнее, и субъект среднего предпринимательства воспользуется мерами государственной поддержки.

Как уже пользуется ими «Первый канал», ежегодно спускающий непонятно куда миллиарды бюджетных рублей. Причем получает он их двумя путями – не только прямыми субсидиями, но и победами в тех же тендерах. Если List-org видит у АО «Первый канал» лишь 11 закупок на 324 миллиона рублей за девять лет, то Rusprofile – 35 закупок более чем на миллиард, причем половину их обеспечивает государственный Россельхозбанк. К слову, если поискать упоминания этого банка в сетке Первого, критики вы не увидите даже во вроде бы журналистских, а не рекламных материалах.

Но все это не помогает медиаимперии Эрнста жить без долгов: телецентр «Останкино» (миноритарный акционер «Первого») старался не выносить сор из избы, но когда сумма задолженности стала десятизначной, наконец вышел на публику со своими претензиями. Правда, этот документ провисел на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям всего несколько часов – похоже, хвост в очередной раз вильнул собакой.

Занятно, что после выхода недопонимания на государственный уровень Первый практически сразу отчитался о том, что долги погашены. Стало быть, деньги были, просто платить их не хотелось.

На что же откладывали кубышку, куда вообще уходят огромные деньги канала? На организацию фрик-шоу? На хотелки Друзя и Алсу? Совершенно тот же стиль, что и с ресторанами – деньги вроде есть, а как отчетность заполнять, так сплошной минус. Но тогда почему главный акционер «Первого», российское государство, третий десяток лет терпит этот убыточный проект с обросшим скандалами менеджментом?

* * *

Константин Львович много, слишком много знает о том, как работала российская пропаганда весь XXI век, слишком много имен и организаций, сумм и схем таится в его черепной коробке. Людей с таким багажом просто так не увольняют – себе дороже.

Полная версия