Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Головоломки Максима Ликсутова: чем именно не владеет московский чиновник?

Самым скандальным и одновременно непотопляемым чиновником московской мэрии, безусловно, является Максим Ликсутов – вице-мэр и глава Департамента транспорта. Не счесть вопрос к нему: на некоторые он отвечает, большинство не замечает. Существует или нет бизнес-империя госслужащего, которому запрещено заниматься бизнесом?

Эстонской солнце над Анапой

Новые вопросы Максиму Ликсутову задает издание The Moscow Post. Журналистов заинтересовала смена владельца компании «ТГ-Рейл», владеющей в числе прочего отелем в Анапе. Когда эстонская фирма покупает в России что-то с «рельсом» в названии, ассоциации с бывшим эстонцем и бывшим железнодорожником Ликсутовым всплывают автоматически, но здесь, кажется, не просто совпадение.

Товарищество с ограниченной ответственностью «Тор Проперти» зарегистрировано в Таллине, не Нарвском шоссе, 13, российской регистрации не имеет. ООО «ТГ-Рейл» до недавнего времени на 86,5% принадлежало кипрскому офшору «Мэллсон Лимитед», и на 13,5% – компании «Ворлдвайс Инвест АС», которая, в свою очередь, находится в совместной собственности… «Тор Проперти» и её директора Юрия Евдокимова. К слову, фамилия директора «Ворлдвайса» – тоже Евдокимова, но личная жизнь учредителей нас сейчас не интересует.

Теперь же доля киприотов перешла к эстонцам, то есть «ТГ-Рейл» де-факто принадлежит им на 100%.

«Тор Проперти» также контролирует (на 50% напрямую, на 50% через тот же «Ворлдвайс») уникальную структуру «Дельта-Транс-Инвест», отличившуюся в 2019 году выручкой в 2,2 млн руб. и прибылью в 63 млн руб. (обычно бывает наоборот). Такой парадокс объясняется тем, что компания получила 137 млн рублей «прочих доходов», то есть не от основной деятельности – они в выручку не включаются. Журналисты The Moscow Post делают из этого факта далеко идущие выводы о том, что через «Дельту» из России выводятся средства в пользу материнской компании, пресловутой «Тор Проперти» – у нас, к сожалению, недостаточно данных, чтобы подтвердить или опровергнуть эту точку зрения.

Жёны бывшими не бывают?

Между тем «Дельта-Транс-Инвест» контролирует или контролировала до недавнего времени множество российских компаний. Одна из них носит забавное название ООО «МТС», но это не сотовый оператор, а «Мультимодальные транспортные системы» (перевозка, складирование, хранение плюс продажа электронных компонентов) с доходом 121,5 млн рублей в 2019 году. Эстонскому детищу там принадлежит 70%, а остальные 30% – компании «ВП-Инвест». Генеральным директором там выступает Валерия Палант (запомним это имя), а владельцем… некто Татьяна Ликсутова! Точно так же зовут и бывшую жену Максима Ликсутова, а отсутствие у предпринимательницы отчества в базах данных указывает на ее «импортное» происхождение. Менять фамилию после развода она не стала, да и развод этот большинство наблюдателей считают скорее разводом контролирующих органов: не хочется чиновнику выступать иностранным агентом, да еще и с бизнес-интересами. Может, оно и к лучшему: было бы жаль, если бы такая красивая пара на самом деле распалась.

А теперь внимание – до декабря 2019 года Валерия Палант (Moscow Post ошибочно называет ее «Плант») была генеральным директором фирмы «ТГ-Рейл». Той самой, с которой мы начали, – с анапским отелем. Круг замыкается.

Законодательство не запрещает государственным служащим России быть владельцами долей в коммерческих структурах, но «в случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление». А что может быть «доверительнее», чем бывшая супруга?

Между тем «ВП-Инвест» владеет также 33,34% ООО «Аэроэкспресс», получающего большие государственные заказы на пригородные пассажирские перевозки в московском регионе, так что конфликт интересов со сферой деятельности Максима Ликсутова здесь усмотреть, безусловно, можно. Правда, несмотря на то что коллеги считают главного заказчика, АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК), принадлежащим городу Москве, на самом деле это не так (тщательнее надо, ребята). Москва рассталась со своим пакетом еще в 2011 году в пользу структур Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Главным акционером (50% − 2 акции) ЦППК по инерции называют «Московскую пассажирскую компанию» (МПК), которая и купила пакет у Москвы, но следы этой организации исчезли во тьме годов. Они исчезли даже из архивных баз – остались лишь сведения о том, что МПК была записана на кипрскую Fredlake Holdings Ltd

Зачем они прячутся?

Раз уж мы затронули «сиамских бизнесменов» и пропажу сведений, надо упомянуть еще об одном эпизоде. Известно, что до поступления на государственную службу Максим Ликсутов имел существенную долю в компании «Трансмашхолдинг», основанной в 2002 году Искандером Махмудовым и Дмитрием Комиссаровым. Чуть позже к делу подключились и Андрей Бокарев с Максимом Ликсутовым: последний стал членом Совета директоров уже в 2003 году, хотя, подчеркивается, «никогда не контролировал компанию в качестве мажоритарного акционера». Тем не менее «Ворлдвайс Инвест АС» входил в число учредителей «Трансмашхолдинга», когда тот был ещё ООО: в 2018 году владельцы преобразовали компанию в акционерное общество, что позволило скрыть имена бенефициаров из публичных баз. Также сменилась основная деятельность – ею стала «Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе», а «Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава» ушло на второй план.

Забавно, что при этом из баз, таких как «Руспрофайл» и «Лист-орг», исчезли и все сведения о количестве и объемах заключенных госконтрактов. А контрактов этих у гиганта транспортного машиностроения – огромное количество. Это крупнейший в России поставщик, в частности, обеспечивает вагонами московское метро… Заказами для которого занимается ведомство Максима Ликсутова. В 2014 году ФАС нашла нарушения в конкурсе, где «Трансмашхолдинг» в борьбе с нулем конкурентов завоевал контракт на поставку вагонов для подземки на 130 миллиардов рублей, но предписание выдавать побоялись.

* * *

Ни Сергея Собянина, ни более компетентных товарищей все выше сказанное совершенно не волнует. Самый ненавистный народу чиновник мэрии, Ликсутов продолжает управлять столичным транспортом на благо… Впрочем, на чье благо – вы подставите сами.

Полная версия