Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

«Р-Фарм»: врачи воруют лекарства у пациентов и продают аптекам

Высокие цены на госзакупках лекарств попытались объяснить тем, что причина более низкой стоимости препаратов в аптеках – воровство

После выхода расследования «Царьграда» о завышенных ценах в государственных контрактах на закупку фармакологической продукции вопросов к победителям этих тендеров стало особенно много. И на некоторые из них можно было получить ответ буквально в первые часы после публикации фильма – так, например, бенефициар компании «Р-Фарм» Алексей Репик присутствовал на Петербургском международном экономическом форуме – том самом, где в качестве спикера отметился, например, тиктокер Даня Милохин.

Но Репик определенно выглядел колоритнее юного конкурента. На прямой вопрос о том, почему его компания продает государству препараты дороже, чем они лежат в аптеках, Репик дал потрясающий ответ: во всем виноваты врачи!

По словам Репика, это не на госзакупках лекарства дорогие, а в аптеках дешевые. По его мнению, медработники из больниц просто воруют лекарства и перепродают их в аптеки, а пациенты даже не подозревают, что не получают должного лечения. Аптеки же представляют собой какие-то преступные картели, где одинаковые цены формируются как на легальный товар, так и на украденный. Репик формулирует это так: «Я продал вам, государству, за 100 рублей. А вам оно не нужно. Его украли вы, сотрудник ваш украл и сдал его в аптеку. Оно вам досталось за ноль». Корреспондент, к сожалению, не поинтересовалась, как эти мифические врачи-жулики обходят так дорого обошедшуюся государству систему маркировки лекарств, которая просто не позволит продать «больничный» препарат в аптеке.

Представители медицинских кругов предсказуемо потребовали, чтобы Репик объяснил свои слова, а в идеале и извинился за них, но насколько мы знаем, глава «Р-Фарм» на эти призывы не отреагировал. Хозяин молчит – бизнес идет.

Да, элемент коррупции в больницах и аптеках присутствует, это невозможно отрицать. Но объяснить этим повсеместную разницу в ценах нельзя. Аптека – это розничная продажа, в ней задействовано больше людей, больше площадей, сложнее логистика, чем при оптовых закупках по госконтрактам. По крайней мере так происходит в экономике здорового человека. У нас же все обстоит наоборот, несмотря даже на то, что контракты заключаются после специализированных торгов, где выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену за реализуемый товар.

Отрадно, конечно, что занимающий 57-е место в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes Репик обвинил во всём врачей вместо того, чтобы ответить журналистам в духе крепкого хозяйственника: «Обращайтесь в пресс-службу, мы разберёмся».

В России действительно периодически заводят уголовные дела в отношении врачей, но это капля в море по сравнению с массовыми нарушениями при госзакупках, от которых хватаются за голову даже привыкшие ко всему аудиторы Счетной палаты.

Если взглянуть на отчет «Р-Фарм» за 2020 год, то, несмотря на крадущих всё подряд врачей, ухитрилась показать 120 миллиардов рублей выручки и почти 18 миллиардов чистой прибыли.

При этом нельзя сказать, что у крупного производителя все в порядке с собственными делами. «Р-Фарм» – это в первую очередь импортер ингредиентов, продукции и технологий. Так, в мае 2020 года в Государственном реестре медицинских изделий появился набор реагентов VivaDiagТМ SARS-CoV-2. Поставщиком значился «Р-Фарм», а производителем – американская компания с производственными мощностями в китайском Ханчжоу. Перепродажа американо-китайских тестов слабо соотносится с идеями импортозамещения, но это слово сейчас вспоминать даже не очень прилично.

А вот с производством отечественного «Спутника V» получается гораздо хуже, чем с импортом: «Самый масштабный в Европе производственный биотехнологический комплекс, построенный в рекордно короткие сроки при поддержке правительства Москвы в особой экономической зоне "Технополис Москва", уже сейчас выпускает первые серии вакцины» – говорил Репик президенту России Владимиру Путину в марте 2021 года, обещая производить по 10 миллионов доз «Спутника» в месяц. А три месяца спустя глава Минпромторга Денис Мантуров растерянно говорил о том же самом комплексе в том же самом Технополисе: «Мы очень надеемся, что в этом месяце начнёт функционировать площадка "Р-Фарм". Когда мы говорим о производстве 30 млн, уже включаем производство "Р-Фарм" – на очередном совещании с производителями я получил от них соответствующее подтверждение».

То есть в марте вакцины уже выпускались, по крайней мере на словах, а в июле министр «очень надеялся», что их начнут выпускать.

Одно из трех:

  1. Или министр плохо информирован и не знает, что у него под носом идет масштабное производство,
  2. Или производить вакцины начали, но что-то пошло не так и завод пришлось закрыть на капитальную доработку (но в СМИ об этом ни слова)
  3. Или президенту была представлена заведомо неверная информация.

Слишком много неясностей с компанией Алексея Репика, и по мере нарастания объемов государственных закупок этих неясностей становится все больше.

Полная версия