Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

"20 идей Дмитрия Давыдова": Как заставить чиновников работать честно? Только деньгами

Оплату труда должностных лиц необходимо привязать к результатам их работы. Богатеет народ - богатеют и чиновники. И наоборот.

Есть результат – есть деньги

За что чиновники получают зарплату? Нет, наверное, в России кухни, на которой не задавали бы этот вопрос. Мы видим высокий уровень жизни многих госслужащих, но видим и плачевные результаты их деятельности. И это не может не вызывать раздражения: почему продавцу, например, пластиковых окон платят в зависимости от результата работы, а вице-губернатору по экономике – явно нет?

Еще Владимир Ленин требовал привязать вознаграждение чиновников Госбанка к успеху отраслей, которые они курируют: «…поставить дело так, чтобы мы подыскали дюжины две-три уполномоченных торготдела Госбанка и чтобы эти уполномоченные получали тантьемы пропорционально росту торгового оборота в тех предприятиях или территориальных областях, кои им вверены»?

Ни в коем случае не разделяя многие взгляды и методы вождя большевиков, выразим все же сожаление, что эта здравая идея умерла вместе с ним. Вознаграждение госслужащего с тех пор оторвано от реальных результатов работы: мы фактически платим жалованье должности, а не человеку. Один, скажем, губернатор может развалить свою область, а другой – привести ее к расцвету, но их доход от этого не зависит: разве что второго к государственной награде представят с соответствующими доплатами.

В результате такого отторжения мы получили ту репутацию чиновничества, которую имеем. Между тем уважение к чиновнику есть часть уважения к государству, значительная часть. Поэтому в проекте Дмитрия Давыдова "20 идей по развитию России" системе стимулирования чиновников отведен целый раздел. Давайте почитаем его вместе.

KPI государственного уровня

Проблема критериев оценки деятельности «слуг народа» стоит не только в России – сколько ни надейся на пассионарность, бескорыстность и альтруизм, невозможно привить их всем кандидатам на прохождение гражданской службы.

При этом в частных компаниях данный вопрос решен давно и успешно: привязка мотивации менеджмента к результатам компании (чаще всего финансовым). Есть масса других стимулов, но основным все равно является "плата за результат", причем результат выражается в совокупности ключевых показателей эффективности (KPI – Key Performance Indicators).

Почему бы не перенести это на государственную службу? Сильно ли государство отличается от масштабного предприятия? В конце концов, иные транснациональные корпорации имеют оборот, а то и прибыль больше ВВП небольших стран.

По этому пути пошли, например, в Сингапуре, где легендарный премьер-министр Ли Куан Ю еще в прошлом веке применил корпоративные принципы стимулирования госслужащих. Годовой бонус крупных чиновников прямо зависит от роста валового внутреннего продукта страны.

Россия может тоже пойти по этому пути: не повышая зарплату служащих, ввести для них систему дополнительных вознаграждений.

Экономический рост для первых лиц

Предлагаемая Дмитрием Давыдовым система выглядит следующим образом.

Основой для расчета является рост ВВП, но не полного, а без доходов от продажи углеводородов, поскольку задачу избавить страну от нефтяной зависимости никто не отменял. В случае, если реальный ВВП оказался выше прогнозного, высшие чиновники получают соответствующие бонусы, прямо пропорциональные размеру превышения. Президент, премьер-министр и его заместители, руководитель Администрации президента и его заместители, министры, сотрудники связанных с экономическими успехами министерств, а также руководители успешных регионов получают заранее прописанную в соответствующем законе долю от всеобщего успеха. Да, мы понимаем, что эти люди и так в массе своей стараются возможно лучше исполнить работу, но прямая связь их заработка с экономическим ростом страны лишней точно не будет.

Суммы выплат могут быть достаточно крупными – в частности, автор предлагает перечислять президенту 7%, а премьер-министру 5% от превышения ВВП над прогнозными показателями.

При этом предусмотрены механизмы, позволяющие избежать намеренного занижения прогнозных цифр – в частности, они не могут быть ниже фактического ВВП за прошлый год.

Государство живет на налоги

Зачем вообще нужен экономический рост? Очевидно, что он ведет к повышению уровня жизни непосредственно имеющих к нему отношение людей: предпринимателей, работников прибыльных предприятий, для торговли и сферы услуг, прямо зависящих от объема денежной массы и уровня жизни населения. Но рост ВВП – это еще и рост сбора налогов, которые пойдут как на крупные государственные проекты, так и на поддержку уязвимых слоев населения, не кормящихся напрямую плодами экономических успехов.

Необходимо стимулировать государственных служащих, вовлечённых в фискальную политику государства.

Здесь, опять же, предлагается монетизировать разницу между прогнозным и фактическим сбором налогов. Профильный министр (глава Минфина – 0,3% от превышения), глава Федеральной налоговой службы (0,2%), их заместители, сотрудники центрального аппарата ФНС и представители нижестоящих подразделений вплоть до рядовых инспекторов имеют моральное право на долю процента от избыточных поступлений в бюджет на их участке работы. Также в проект предлагается включить руководство Федеральной таможенной службы.

Аграриев не забыли

Не все сферы государственной деятельности одинаково денежные. В удивительном положении находится сельскохозяйственный комплекс. С одной стороны, он является основой жизни любого общества, с другой – уже третью сотню лет все цитируют слова графа Уильяма Амхерста про то, что самый приятный способ разориться – женщины, а самый надежный – сельское хозяйство. И никто эту лукавую максиму не опроверг.

В этом смысле чиновникам, связанным по своим KPI с агропромом, не позавидуешь. Поэтому в 12-й идее им уделено особое внимание. Предлагается привязать показатели эффективности к объемам экспорта сельскохозяйственной продукции и продажам ее на внутреннем рынке. Это поможет привить чиновникам Министерства сельского хозяйства, а также профильных департаментов Министерства промышленности и торговли, Министерства обороны и Министерства здравоохранения "личную заинтересованность своевременно решать проблемы аграриев и животноводов". Напомним, рост продовольственного экспорта является сейчас одним из драйверов развития несырьевого сектора а Российский экспортный центр целенаправленно формирует в мире образ "России-кормилицы".

Все в плюсе

При подобном подходе у чиновников исчезает стимул "давить бизнес" – на бонусах за рост экономики во вверенном им секторе они получат соотносимые деньги легально, без малейшего риска и с чистой совестью.

Автор перечисляет целых десять плюсов своей модели. Назовем лишь часть.

  • Никаких дополнительных бюджетных расходов – чиновники получают только процент от сверхпоступлений в бюджет или избыточного роста экономики.
  • Повышение уровня жизни госслужащих сильно сократит объем коррупции и теневой экономики, а значит, увеличит сборы в бюджет, а с ними и размеры пособий и пенсий.
  • Повысится уважение к чиновникам ,а следовательно и к государству.
  • Интеллектуальная элита страны станет рассматривать государственную службу как желательное место приложения своих сил.

Думается, это достаточный набор аргументов, чтобы новый состав Госдумы мог самым серьезным образом рассмотреть введение подобной схемы. Давыдов надеется привлечь внимание государства и заручиться его законодательной поддержкой: без нее воплощение этих решений не реально.

Полная версия