Top.Mail.Ru
Москва
27 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Россия в Казахстане: братская помощь или дипломатическое поражение?

Казахская зима хуже русской: мало снега, ледяные ветра, а в этом году еще и народный бунт. Россия пришла на помощь в критический момент, но ее очень быстро и не очень деликатно попросили домой. Что делать дальше?

Кто не скачет, тот не температура

Столица Казахстана Нур-Султан (долго ли она проживет с этим названием?) расположена существенно южнее Москвы, на широте Воронежа. Но континентальный климат делает свое дело – зимы тут не в пример суровее среднерусских.

Вечер 5 января 2022 года в Нур-Султане выдался пасмурным, температура упала до обычных по местным меркам −14°C, но президенту Касым-Жомарту Токаеву было очень, очень жарко. Резиденция главы государства – под тройной охраной, администрация столицы оцеплена протестующими, в администрации прежней столицы, Алма-Аты, и вовсе пожар. Токаев поднимает трубку спецсвязи и звонит – многим хотелось бы думать, что председателю ОДКБ Николу Пашиняну, но все понимают, что Владимиру Путину. И самым натуральным образом просит помощи. И эту помощь ему оказывают. Патрули ОДКБ не вступали в бои, но один их вид охладил немало горячих голов.

Через четыре дня в не по-зимнему теплой Москве министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что войска ОДКБ останутся в Казахстане до полной стабилизации обстановки. Но еще два дня спустя, когда потеплело и в Нур-Султане, Токаев решительно заявил о том, что войска выйдут в течение 10 дней. Откуда только взялась такая смелость у мырзы (господина) Токаева 11 января, в разгар российско-западных переговоров? Еще несколько дней назад он прекрасно видел импотенцию своих силовиков, а теперь оказался готов вверить им свою судьбу.

Россия выполнила распоряжение дружественного президента ускоренными темпами: 19 января страну покинул последний солдат ОДКБ. Но у нас есть полное право спросить: что это было вообще? Что мы получим за поддержку весьма сомнительного союзника?

И вечный спор, консенсус только снится

Консервативный публицист Егор Холмогоров не без раздражения констатирует:

Касым-Жомарт Токаев потребовал, чтобы миротворцев ОДКБ вывели из Казахстана – и тут же начался молниеносный вывод. Не успели еще наши десантники выгрузиться, сесть покурить, летчики военно-транспортной авиации – выспаться, как их уже просят убираться обратно, причем не то чтобы слишком вежливо.

У либеральных оппонентов уже готово объяснение. Вот, например, Андрей Козлович пишет в своем блоге с 15 тысячами подписчиков (почти как у Холмогорова на той же площадке):

Известно, что из России, а, точнее, от В. Путина, деньги бегут как от чумы, в Казахстан же западные инвестиции шли, и шли более чем не слабо. Доля западных вложений в экономику Казахстана на настоящий момент оценивается в 370 миллиардов долларов.

И далее о том, что будет, если Казахстан окажется «оккупирован войсками путинского режима» – деньги и из Казахстана побегут как от чумы, а это значит, что куча людей, благодаря западным вложениям имеющих работу, окажется на улице.

Звучит красиво, но не поясняется, однако, почему уровень жизни в благодатной стране с щедрыми западными вложениями все еще ниже, чем в столь же сырьевой России. Почему два основных бизнеса в Казахстане – операции с полезными ископаемыми и контрабанда.

Ну и, конечно, про отсутствие западных инвестиций в России – это, видимо, шутка: так, например, до трех четвертей российской нефти принадлежат иностранцам (около 50% акций основных компаний плюс около 50% акций каждого из проектов этих компаний). Да и на бирже все интересно: свыше 80% находящихся в свободном обращении акций контролируют нерезиденты. Сейчас действительно есть некоторый отток «инвестиций», но это сиюминутная спекулятивная история.

Пир благотворительности

Какими бы ни были западные инвестиции (а сводятся они к выкачке казахстанской нефти), экономика Казахстана критическим образом зависит от России, а точнее – от контрабанды китайских товаров в Россию. Налоговое законодательство, даром что существует Таможенный союз, не скоординировано: НДС в Казахстане составляет 12%, а в России 20%. На эти восемь процентов половина Казахстана и живёт: легально ввести товар в Казахстан, потом просочиться через слабо охраняемую русскую границу – и получить ценовое преимущество перед конкурентами.

На этом фоне молниеносное изгнание войск ОДКБ выглядит вполне последовательно. Представьте, что у соседа загорелась квартира, вы вызвали пожарных, вытащили из дыма дедушку, начали тушить – а когда огонь утих, сосед говорит: «Спасибо, свободен», и на следующий день уже не здоровается.

Что вы делаете в ответ? Правильно, одалживаете ему денег – «Газпром» вновь выдвинул в свой Совет директоров зятя елбасы Тимура Кулибаева. А также закрываете глаза на все его выходки – например, на включение в состав нового правительства Аскара Умарова, славного своими дружественными высказываниями о «навязанной Казахстане русской диаспоре», «оккупантах из России» и «странном дне Победы». России, конечно, не привыкать – она недавно спасла от бесславного низложения абсолютного рекордсмена мира по числу антироссийских высказываний Александра Лукашенко.

* * *

Очень хочется верить в наличие каких-то закулисных или даже подковерных договоренностей с Токаевым. Иначе благотворительность России в Казахстане выглядит очень странно даже на фоне дружбы с Батькой.

Полная версия