Top.Mail.Ru
Москва
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Правительство осознало СВО: большие проекты отложены до светлого будущего

Дошло. Именно это слово лучше всего характеризует свежие документы Минстроя. Когда всем уже было ясно, что противостояние на Украине затягивается, чиновники всё ещё клепали бодрые документы вообще без учёта санкций и специальных расходов. Теперь приходится проводить работу над ошибками.

Поработали под оливье

Первый год спецоперации относительно мало повлиял на государственный бюджет России: к февралю 2022 года деньги по основным направлениям уже были выделены, а потом худо-бедно в течение года освоены. Более того, ещё недавно планы на 2023-й и дальнейший период строились исходя из того, что СВО не будет оказывать серьёзного влияния на экономику. И только в начале 2023 года началась перестройка сознания вместе с бюджетами: пришло полное понимание того, что впереди очень серьёзные расходы по линии СВО, а значит надо экономить в каких-то других местах.

«КоммерсантЪ» демонстрирует одно из таких мест – это дорожное строительство, один из фетишей влиятельного вице-премьера Марата Хуснуллина. Обновлённый план государственных инвестиций фактически приостанавливает строительство нескольких значимых трасс. В целом формула выглядит так: там, где строительство началось, его доведут до конца, по всем остальным проектам будут готовить только проектную документацию.

30 декабря правительство опубликовало распоряжение о корректировке подготовленного летом плана строительства дорог, а уже на следующий день нам сообщили, что «документ расширен с сохранением общего уровня финансирования в 13,2 трлн руб.». Честно говоря, не верится, что за один день – субботу перед Новым годом – была проведена столь масштабная работа. А главное – не видно никакого сохранения финансирования: напротив, сплошной секвестр. Что, собственно, признали в беседе с журналистами «Коммерсанта» и чиновники Минстроя. А сумма всё равно осталась прежней – но об этом позже.

Смена приоритетов: Хасавюрт вместо Петербурга

Сразу 19 миллиардов рублей (годовое денежное довольствие 8 тысяч контрактников-рядовых) сэкономят на отказе от строительства обхода подмосковного Орехова-Зуева на «большой бетонке» А108. При этом существует некая частная концессионная инициатива – то есть, возможно, трассу всё-таки построят, но на каких условиях для водителей (в первую очередь по цене) – неизвестно.

На 27,4 миллиарда сокращено финансирование южного обхода Краснодара – автомобильное кольцо вокруг стремительно растущего города в обозримом будущем так и не сомкнётся.

Полностью исключено расширение узких мест на магистралях «Автодора» (читай – платных трассах) в Москве и области. А расширение ряда участков М1 (Минское шоссе) и М3 (Киевское, а по факту уже Брянское шоссе) перенесено на более поздний срок. В случае с «Минкой» это, впрочем, только радость для автомобилистов: вопреки установленным нормативам хорошую бесплатную трассу там переделывают в платную с существенным ухудшением условий для тех, кто не хочет или не может платить. Так что от Кубинки до поворота на Рузу можно будет бесплатно ездить по хорошей дороге на два года дольше – если, конечно, не найдутся внебюджетные средства. Киевскому же шоссе подарили лишь один лишний «бесплатный» год.

Отложено в долгий ящик проектирование второго кольца вокруг Санкт-Петербурга: деньги начнут выделяться только в 2027 году, а значит до 2030-го говорить о начале работ не приходится.

Грустнее констатировать заморозку «Меридиана» и Юго-Западной хорды – потому что они обходят столицы и развивают регионы. Никаким меридианом первая из этих трасс, к слову, не является, скорее уж «параллелью» – она призвана соединить границу с Казахстаном (в Оренбургской области) и Белоруссию через области Черноземья. А 2000 километров хорды должны были напрямую связать столицу Урала Екатеринбург с Краснодаром через Саратов, Самару и Волгоград. Сейчас о строительстве обеих скоростных дорог нет и речи: оставили лишь 4 млрд руб. на проектирование.

Зато в списке появились отсутствовавшие там ранее объезды дагестанских Хасавюрта и Дербента. Это часть международного транспортного коридора Север – Юг, призванного связать Индию, Иран и Западную Россию, что в новых условиях приобрело повышенную актуальность. Также внезапно за 5,2 млрд руб. будет построена подмосковная дорога Псарёво – Петрово чуть южнее «большой бетонки» – судя по всему, у кого-то из крупных чиновников Минстроя есть интересы в расположенной там особой экономической зоне «Ступино Квадрат».

Чудеса арифметики

Каким тогда образом в плане осталась та же сумма, которая была и летом 2022 года? «Ловкость рук и никакого мошенства»: теперь в плане приведены не расходы на 2023-27 гг., а полная сметная стоимость объектов. То есть учтены и уже потраченные деньги, и то, что будет освоено после 2027-го. Скажем, платная трасса М-12 Москва – Казань даже подорожала на 100 млрд руб. Более того, в смете раньше не было расходов на содержание центрального аппарата Росавтодора и его филиалов в регионах, а теперь они появились – 76,5 млрд руб. (более 30 тыс. годовых денежных довольствий контрактников).

Кроме того, существенно выросли надежды на внебюджетные источники: если ранее планировалось привлечь 145,5 млрд руб., то теперь уже 247,7 млрд руб. Каким образом в нынешних условиях частный бизнес найдёт колоссальные деньги со столь долгим сроком окупаемости – остаётся загадкой. Но вот это уже точно не наши с вами проблемы.

* * *

Да и вообще, казалось бы, что нам Гекуба? Подавляющее большинство россиян вообще не заметят этих изменений. Но дело не в них самих, а в тенденции. Ведь иная родинка сама по себе тоже невинна и незаметна, но может свидетельствовать об очень серьёзных процессах в организме. Вот и сейчас мы можем констатировать, что за период между июнем и декабрём в правительстве наконец-то произошло осознание масштабов спецоперации. И эти масштабы впечатляют.

А ещё у нас так и не избавились от привычки править документы задним числом и выдавать задания на уже сделанные работы…

Полная версия