Top.Mail.Ru
Москва
4 мая ‘24
Суббота
Навигация

«Делимобиль» опять хочет денег. Что нам с этим делать?

Ещё 10 миллиардов российских рублей для итальянских владельцев люксембургского бизнеса

Каршеринговая компания «Делимобиль» сообщила о желании привлечь до 10 миллиардов рублей на IPO, которое может пройти на Мосбирже весной 2024 года. Эти средства теоретически должны пойти на расширение парка автомобилей компании, под которое московские власти примут очередные ограничения для владельцев собственных машин.

Ошибка резидента

Под это дело ООО «Каршеринг Руссия» преобразовали в одноименное АО, единственным акционером которого пока что остается все та же люксембургская фирма «Делимобиль холдинг С.А.». Эта контора контролирует не только АО «Каршеринг Руссия», но и ООО «Делимобиль Холдинг». Директор обоих юрлиц – Елена Бехтина, но до последнего времени «Делимобиль холдингом» управлял Винченцо Трани, президент Итало-российской торговой палаты, основатель «Делимобиля» и основное контролирующее лицо люксембургской компании. Он давно живёт в России и напоказ выставляет любовь к нашей стране.

Любовь эта, судя по финансовой отчётности, обходится ему в копеечку. По данным «Руспрофайла», ООО «Каршеринг Руссия» отличалось финансовой неустойчивостью, рисками платежеспособности и низкой эффективностью. Оценка компании состоит сплошь из красных восклицательных знаков, указывающих на нездоровое ведение дел: «зависимость от кредиторов», «недостаточная обеспеченность собственными средствами», «низкая ликвидность», «неэффективность вложений», «низкая рентабельность по чистой прибыли». Последний пункт вообще впечатляет: при выручке в 13 млрд руб. иметь прибыль только 60 млн – это бизнес на грани благотворительности. А ещё совсем недавно «Делимобиль» трижды подряд декларировал убытки по итогам года.

Финансовый отчёт компании за первое полугодие 2023 года тоже не впечатляет. Обязательств у компании – на 21 млрд рублей, капитала всего 3,5 млрд плюс есть ещё 19 млрд рублей внеоборотных активов. Забавно, что «Москоу Пост», пытаясь разобраться в указанном документе, называет миллиарды миллионами – нет, у «Делимобиля» всё не настолько плохо, чтобы выживать с 3,5 миллионами на счету. Коллег, впрочем, можно понять: в своей отчётности российская компания по американской традиции использует запятые вместо пробелов для разделения разрядов длинных чисел. Такая вот не очень заметная, но очень характерная ошибка резидента.

С протянутой рукой

Так или иначе, если прямо сейчас будущее ПАО отдаст всё необоротное имущество кредиторам и вложит туда же капитал, удастся всего лишь обнулить баланс. Удивительно ли, что Трани с протянутой рукой идёт к инвесторам?

Но что они положат в эту руку? В 2021 году «Делимобиль» уже пытался выйти на IPO на Лондонской бирже, но попытка с треском провалилась. Синьор Трани сетовал тогда, что «многие на рынке продолжают смотреть на выручку, а не на эффективность». А эксперты писали, что «если бы IPO состоялось, то деньги пошли бы на покрытие долгов, на развитие и экспансию их всё равно не хватит».

То есть шансы инвесторов на дивиденды выглядели тогда весьма призрачными. Хотя «Делимобиль» сейчас занимает в России порядка 44% рынка, это самый крупный каршеринговый сервис в России. Причём он пользуется большой любовью властей Москвы, активно борющихся с личным автотранспортом.

Транспорта хватит на всех

С чем связана эта любовь? Ещё в 2015 году издание «Век» утверждало, что бизнес-партнёр Трани бизнесмен и писатель Денис Саклаков – «близкий приятель Анастасии Раковой и Максима Ликсутова». К тому моменту Саклаков, правда, уже уехал на Запад и сообщал в интервью, что в России «становится неразумно сложно делать бизнес». Тогда он утверждал, что уже отошел от дел в люксембургской Mikro Kapital, которой тогда принадлежал 51% ООО «Каршеринг Руссия». Но акционером он оставался и не исключено, что дистанцировался от «Делимобиля» только для того, чтобы его репутация русофоба не помешала вести бизнес.

Любовью к транспортной тематике дышит и Анастасия Ракова. В 2021 году АО «Тюменская транспортная система» выиграло тендер на 283 млн рублей на обслуживание паркоматов в Москве. Глава этого АО Алексей Владимирович Раков – брат своей сестры.

Про главного московского транспортника Максима Ликсутова в этом контексте и говорить нечего – и сам, и через бывшую супругу, и через хороших знакомых он в разное время контролировал весьма серьёзные активы, так или иначе связанные с городским транспортом.

Любовь по расчёту

В 2020 году на рекламной странице «Коммерсанта» вышла статья с занятным заголовком «"Делимобиль": статистика Департамента транспорта полностью отражает общую ситуацию на рынке». Это что-то новое во взаимоотношениях бизнеса и власти: за свой собственный счёт компания разве только в любви к Максиму Ликсутову не признаётся – всё остальное там есть.

Как есть и основания для этой любви. Ведь именно Ликсутов санкционировал проведение транспортной реформы по нехитрой схеме:

  1. Доводим цены на парковку до безумного уровня.
  2. Организуем систему эвакуаторного террора.
  3. Создаем систему каршеринга с довольно высокими тарифами, но бесплатной парковкой.

Дальше система начинает подпитывать себя сама. Из-за вседозволенности каршеринга даже платежеспособным владельцам авто становится трудно найти место на парковках как в центре города, так и в собственном дворе… И они задумываются о том, чтобы перейти на каршеринг.

* * *

Увы, вечеринка плохих артистов в прозрачной одежде приводит наш народ в ярость, а чиновное потворство иностранной компании с сомнительным ведением дел проходит незамеченным.

Полная версия