Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Аркадий Дворкович. Вежливый посланец дагестанского бизнеса

Одним из самых загадочных членов российского правительства является вице-премьер Аркадий Дворкович.

Убежденный либерал среди ястребов-патриотов, человек западного образования и образа мыслей, он является, пожалуй, самым ненавистным для простой публики человеком в верхах. И все же его положение представляется предельно прочным.

Аркадий родился 26 марта 1972 года в Москве. Через несколько лет пошел учиться в престижную школу с углубленным изучением математики. После школы, естественно, МГУ, престижный экономический факультет, «специальность будущего» экономическая кибернетика. В 22 года вошел к экспертную группу Минфина, где быстро продвинулся по статусу с консультанта до научного руководителя. Потом «отполировал» образование в одном из лучших в мире учебных заведений – американском университете Дьюка – и вернулся на родину магистром экономики.

Пришла пора отрабатывать вложенные в образование деньги.

Государственный ум

В 1997 году новоявленный магистр с коллегами учредил ЗАО «Экономическая Экспертная Группа» (организация работала и раньше, но именно ЗАО она стала с приходом Дворковича), наиболее известным из партнеров Дворковича был экономист Евсей Гурвич, до сих пор возглавляющий эту организацию. ЭЭГ сотрудничала с департаментом макроэкономической политики Минфина и претендовала на роль неофициального мозгового центра – примерно как сейчас кудринский Центр стратегических разработок (ЦСР). Зарплата Аркадия Владимировича там составляла очень серьезные по тем временам 3750 долларов в месяц. Но всерьез влиять на экономическую политику страны тогда было сложно из-за отсутствия этой политики, и вскоре Дворкович покинул ЭЭГ ради работы в том самом ЦСР под руководством Германа Грефа. В обстановке повышенной секретности ЦСР готовил «Экономическую стратегию России в первом десятилетии XXI века», которую позже в меру сил пытался реализовывать кабинет Михаила Касьянова, где Греф стал министром экономического развития и торговли. Дворковича он пригласил на роль советника – так началась государственная служба нашего героя.

В 2001 году премьер-министр Касьянов преподнес Дворковичу ценный подарок на 29-летие – должность заместителя министра экономического развития и торговли. В этом качестве молодой специалист занялся разработкой налоговой реформы. Без всякого преувеличения можно сказать, что наша плоская шкала 13%-ного НДФЛ – плод работы в первую очередь Дворковича. Сейчас часто говорится, что не было другого выхода, что иначе состоятельные люди никогда бы не вывели свои доходы из тени и так далее. Действительно, собираемость НДФЛ после реформы резко выросла, что и было целью Дворковича. То, что это было связано с вопиющей социальной несправедливостью, тогда мало кого волновало – нефть дорожала, бюджет пополнялся, уровень жизни и доходы населения росли на двузначное число процентов в год… В общем, надувался российский экономический пузырь, который лопнет в конце 2008 года.

Кризис Дворкович встретил уже не в правительстве – новый президент Дмитрий Медведев пригласил его на должность своего помощника, с тех пор пути Медведева и Дворковича не расходились. Нынешний премьер остро нуждался во всесторонне образованном помощнике, который снабжал бы его информацией, мыслями и идеями. Не будет большим преувеличением сказать, что Дворкович легитимизировал президентство Медведева, придал ему хоть какие-то смысл и солидность.

Неудивительно, что Аркадий Владимирович позволил себе даже маленькую фронду – он публично выразил недовольство решением Путина баллотироваться в президенты в 2012 году.

Конфликт Медведева с Алексеем Кудриным, завершившийся отставкой последнего с поста министра финансов, также несет печать деятельности Дворковича. Несмотря на то что и Дворкович, и Кудрин в широких кругах считаются либералами, деятельность Кудрина вызывала определенную ревность Дворковича. Влияние «лучшего главы Минфина в мире» постоянно росло, созданные им суверенные стабилизационные фонды пополнялись, премьер-министр Владимир Путин прислушивался к Кудрину куда внимательнее, чем к «группе Грефа», и это не могло не раздражать членов последней.

Маленький защитник большого бизнеса

В середине 2000 Дворкович обрел еще одну ипостась – «смотрящего» за государственными компаниями и спортивными федерациями. Он, вероятно, и сам не может вспомнить, членом каких наблюдательных и попечительских органов, советов директоров является. Уже 14 лет Дворкович наблюдает за могущественным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, 8 лет – за фондом «Сколково», сейчас возглавляет Совет директоров монополиста РЖД, в разные годы участвовал в управлении российским футболом и шахматами (с печальными результатами для обоих видов спорта).

Но главным смыслом работы Дворковича была и остается защита интересов крупного бизнеса. Например, «Русал» Олега Дерипаски целиком и полностью обязан своим существованием именно Дворковичу. В 2009 году при падении мировых цен на сырье плохо управлявшийся холдинг был фактическим банкротом – Дерипаска не мог рассчитаться с долгами. И тогда на свет появилось письмо помощника президента: «При условии заключения между ОК «РУСАЛ» и ее банками-кредиторами соглашения о невостребовании долга в максимально сжатые сроки, мы обязуемся определить объем и механизмы предоставления необходимой финансовой поддержки ОК «РУСАЛ» для устранения дефицита ликвидности в ближайшие месяцы». Устами Дворковича государство поручилось за частную корпорацию, что дало «Русалу» отсрочку по выплате долгов, компания смогла провести IPO и с помощью привлеченных средств выйти из крутого пике. Никто бы не вложился в такую корпорацию, если бы Сбербанк Германа Грефа не заявил о готовности рефинансировать долги «Русала», а ВЭБ не инвестировал бы в «Русал» 600 млн долларов.

В минусе остались только налогоплательщики. Но еще больше они потеряли на следующем эпизоде.

Именно Дворкович заблокировал повышение дивидендов «Газпрома», оказав тем самым немалую услугу окружению Алексея Миллера. А вот Игорь Сечин из «Роснефти» справился с проблемой дивидендов без помощи вице-премьера.

Еще одно пятно на биографии Дворковича – работа в Совете директоров «Транснефти». Аркадию Владимировичу не повезло – именно на расследовании деятельности этой компании сделал себе имя малоизвестный юрист, тролль-миноритарий Алексей Навальный. «Знаешь, Алексей, там выпилили столько, что на калькуляторе не хватит нулей, чтобы посчитать. Меня бы туда, хоть на денек, хоть на часик – и даже мои внучатые племянники стали бы богатыми людьми» – говорили источники будущего главоппозиционера про строительство Восточного нефтепровода, которое осуществлялось как раз под надзором Дворковича.

За период работы в государственных структурах Дворкович взаимодействовал с массой оригинальных граждан. Вот, например, Дмитрий Демидов, советник Дворковича как председателя наблюдательного совета Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. До октября 2008 года он давал ценные советы своему боссу, потом возглавил ОАО «Ипотечная корпорация Московской области» и Московское областное ипотечное агентство, а уже в декабре был арестован по обвинению в мошенничестве. Позже Демидова выпустили под залог в полтора миллиона рублей, и он скрылся от следствия.

Аркадий Дворкович никогда не занимал серьезных выборных должностей, но в 2010 году неожиданно проявил себя мастеровитым политтехнологом и в этой области. Кто-то поставил перед ним, тогда председателем Наблюдательного совета (за чем только не наблюдал Аркадий Владимирович!) Российской шахматной федерации (РШФ), задачу обеспечить победу экстравагантного Кирсана Илюмжинова на выборах президента ФИДЕ, Международной шахматной федерации. Илюмжинов, фактически разваливший шахматное движение (из всемирно известной игры шахматы стали региональным развлечением нескольких нефтедобывающих стран), не пользовался популярностью среди шахматистов, и Дворкович развил поистине бешеную деятельность для дискредитации второго российского кандидата, Анатолия Карпова. Анатолию Евгеньевичу пришлось даже обвинить помощника президента в рейдерском захвате РШФ с помощью ЧОП «Пепер».

К слову, главным спонсором шахматной федерации России был тогда Зиявудин Магомедов, однокурсник Дворковича в МГУ, а ныне руководитель чрезвычайно интересной группы «Сумма». Связи вице-премьера с дагестанским бизнесом сложны и многообразны.

Кавказский узел

Кстати, в 2000 году карьера Дворковича пошла на взлет. Ракетой-носителем для него стала 30-летняя красавица Зумруд Рустамова, дочь дагестанского бизнесмена Хандадаша Рустамова. Госпожа Рустамова работала тогда заместителем министра имущественных отношений РФ – очень удобная должность для члена амбициозного кавказского бизнес-клана.

Покинув государственную службу в 2004 году, Рустамова с головой окунулась в бизнес – в основном связанный с интересами Сулеймана Керимова. И вот результат: в 2015 году вице-премьер Аркадий Дворкович заработал всего 6,9 млн, то есть просто сидел на зарплате — чисто на хлеб с икрой да коммуналку заплатить. Иное дело Зумруд Рустамова, уже побывавшая в руководстве холдинга по добыче золота и серебра «Полиметалл», Магнитогорского металлургического комбината, Сибирской угольной энергетической компании, аэропорта Шереметьево, «Полюс Золота», «Росгосстраха», Всероссийского выставочного центра, «Алросы», «Росагролизинга», группы компаний ПИК. Столь разнообразные интересы достойно оплачиваются в России — 141,4 млн руб., абсолютное первое место среди всех жен, упомянутых в чиновных декларациях 2015 года.

Независимые биографии чиновников, политиков и бизнесменов – только на INFOX.RU!

Петр Бирюков (правительство Москвы)

Владимир Жириновский (ЛДПР)

Тина Канделаки (Матч ТВ)

Максим Ликсутов (правительство Москвы)

Ксения Собчак (Ксения Собчак)

Андрей Турчак («Единая Россия»)

Андрей Шипелов («Ростех», «РТ-Инвест»)

И многие другие по тегу «биографии»

Полная версия