Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Социальные сети назначили виновных в кемеровской трагедии

И пожар в сибирском торговом центре, и реакция россиян на него являются признаком глубоких проблем в нашем обществе.

Пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» унес жизни как минимум 64 человек, причем это число какое-то время еще будет расти – едва ли в Кемерове хорошо развита ожоговая хирургия, и даже срочный вылет главы Минздрава Скворцовой в Сибирь ситуацию не изменит.

В поисках жертвы

Реакция социальных сетей на эту трагедию оказалась предсказуемой, тем более что большинство жертв – дети. Не было еще никакой информации, никаких версий следствия, а «Одноклассники», «Вконтакте» и Facebook наполнились призывами «вернуть и применить смертную казнь», «разорвать владельцев живьем» и другими плодотворными идеями. Более сдержанные пользователи требуют отмены срока давности по статье «Халатность», введения пожизненных сроков за взятки и так далее.

«Нам всем надо научиться жить по закону», не раз говорил Владимир Путин, но именно его электорат стремится сейчас вынести приговор без расследования и суда. Пламенным москвичам, вряд ли способным показать Кемерово на карте, совершенно ясно, кто виноват и что с этими виновными необходимо сделать.

Между тем едва ли владельцы «Зимней вишни», равно как и пресловутой «Хромой лошади», как-то особенно рьяно игнорировали требования пожарной безопасности. Все мы живем по принципу «авось», рвануть могло где угодно. Не повезло именно здесь. И исполнение кровожадных фантазий фейсбучных девочек не изменит ситуацию. Да, сейчас пройдет антипожарная кампания, на какое-то время за этим станут следить, но потом все вернется на круги своя.

Сокращение издержек

Скорее всего, вина владельцев присутствует – хотя такими «мелочами» обычно распоряжаются наемные директора, а не акционеры. Последние лишь подписывают общие бюджеты, определяя меру допустимой экономии. Официально владелицей ТЦ «Зимняя вишня» считается некая Надежда Судденок (местный депутат от «Единой России» и, судя по фотографиям в соцсетях, страстная поклонница президента страны), однако молва прочно связывает этот торговый центр с томским миллиардером Денисом Штенгеловым («КДВ-Групп). И это весьма любопытный след.

Начав свою предпринимательскую деятельность с торговли сырыми подсолнечными семечками, Штенгелов навсегда остался верен своей низкобюджетной клиентуре. Он – владелец десятков брендов сухариков, чипсов, мучных сладостей. И в своем программном интервью трехмесячной давности Штенгелов рассказывал в первую очередь об экономии – чтобы удерживать за собой рынок, необходимо сокращать все возможные издержки:

«Жесткая экономия на доставке продукции от производства до потребителя, минимум рекламы и посредников. Как создать скульптуру? Возьмите кусок камня и уберите лишнее. И мы убираем лишние расходы, кроме зарплат и затрат на сырье». К слову, зарплаты на предприятиях Штенгелова тоже не заоблачные.

Корни беды

И все же подобные трагедии являются сочетанием множества факторов – как случайных, так и являющихся частью общего положения в стране.

Почему наглухо закрывают пожарные выходы? Из-за сопоставления рисков. Страна предельно криминализована; рейдерство, воровство и грабежи являются нормой жизни, поэтому владельцы любой собственности стараются минимизировать число точек доступа к ней. Держать охрану у каждой двери – слишком дорого, многие торговые точки сейчас и так работают на грани рентабельности или ниже нее. Пожары бывают редко, а криминалитет представляет опасность ежедневно.

Почему в большинстве загоревшихся в результате аварий автомобилей нет огнетушителя или он является муляжом? Потому что менталитет российских водителей – а это срез очень широкой части общества – задвигает понятие безопасности на задворки иерархии ценностей.

Почему система взяточничества в этой сфере процветает, а в суд в четыре раза чаще попадают дела о лиходателях, нежели о получателях взяток? Потому что пожарная безопасность страны находится в ведении неприкосновенного МЧС – организации, выстроенной Сергеем Шойгу, а ныне возглавляемой его ставленником Владимиром Пучковым. И директора тысяч российских предприятий знают, что нормы в этой сфере – чрезвычайно запутанные, что реально дешевле откупиться от инспектора, чем выполнить абсолютно все предписания.

Здравствуйте, инспектор!

Напомним, как в декабре 2015 года директор подмосковного совхоза имени Ленина Павел Грудинин, еще не заявлявший ни о каких политических амбициях, выступил на Московском экономическом форуме. Это не был доклад с трибуны – Грудинин говорил с места, во время «круглого стола», но в неформальном тоне он поднял много серьезных проблем. В частности, и «пожарную»:

– У нас пожарный инспектор хотел на 90 дней закрыть совхоз Ленина за то, что дверь в общежитии 105, а не 110 см, стандартная дверь. Мы потом доказали, что он ошибся в нормативе, но не в этом дело: они ж серьезно подали в суд, чтобы из-за придуманных пяти сантиметров закрыть предприятие, огромный совхоз имени Ленина.

Может быть, пять сантиметров – не мелочи, в деле спасения жизней мелочей не бывает. Но поведение этого гостя подмосковного совхоза выглядит очень типичным – и направленным на что угодно, кроме реального контроля противопожарных мер.

Закон вместо эмоций

Почему же гнев народный обращен – возможно, целенаправленно – именно на владельцев? Да потому что тот же Владимир Путин не раз говорил о том, что необходимо преодолеть отрицательное отношение общества к предпринимателям – и сам же показывал примеры такого отношения (показательная порка «Перекрестка» в Москве или Дерипаски в Пикалёве). Психологически это понятно, превентивный перевод стрелок: пусть неизбежные «лучи ненависти» будут направлены на частный бизнес, а не на властные или силовые структуры. Хотя, как правило, там, где пахнет деньгами, их интересы переплетены самым причудливым образом.

Уж не пиарщики ли МЧС разжигают сейчас сетевой пожар ненависти к экономным собственникам? Право же, это не тот случай, когда надо поддерживать агрессивную толпу (хотя конфликтологи не скрывают, что это самое безопасное поведение при общественной истерии). Сторонники возврата расстрелов не понимают, что это дорога в одну сторону. Что рано или поздно перестанут расстреливать ненавистных им «мироедов» и примутся за них самих. Иначе эта система не работает и работать не может.

В деле «Зимней вишни» еще предстоит разобраться следователям, прокурорам и суду. Делать выводы о чьей-то виновности или тем более о мерах наказания до решения суда и глупо, и противозаконно. Не только владельцам торгового комплекса, но и всем нам надо научиться жить по закону.

Полная версия