Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Почему в России снижается уровень жизни

Несмотря на вроде бы наметившуюся положительную динамику промышленного производства и доходов населения, на самом деле жить становится труднее. Виной тому – опережающий рост цен и тарифов, а также предвыборные технологии.

7 июня президент России Владимир Путин провел очередную «прямую линию» с жителями России. По ней могло создаться впечатление, что несмотря на отдельные недостатки, жить в стране постепенно становится пусть и не веселее, но лучше.

Что ж, жанр общения с гражданами, наверно, и не предполагает иного: в конце концов, заряд оптимизма – это дешевый и мощный анальгетик.

В глушь, в Саратов!

За несколько дней до прямой линии, 3 июня, сотрудники саратовского торгового центра «Победа Плаза» привели на «разборку» с видеоблогером Василием Пашкиным банду подростков, ассоциирующих себя с движением «А.У.Е.» («арестантский уклад един»). Ребятишки называли себя «плазовскими», их было не менее 40 человек. Они избили Пашкина и приглашенного им адвоката. Через три дня к «Плазе» пришло уже не менее 300 подростков – большинство из их также сочувствовали «арестантскому движению». Полиция выглядела откровенно растерянной и начала «вязать» ребят только когда поняла, что оружия у большинства из них нет.

Под лозунгом «А.У.Е.» в регионах России (особенно выделяется тут Бурятия) не достигшие возраста полной уголовной ответственности подростки выбивают из малышей и сверстников деньги, которые, по их словам, впоследствии идут в «общак» – неофициальный фонд поддержки сидельцев (разумеется, только по «настоящим» статьям – воровству, грабежу и т.д.). Много яркого было в пресловутых 1990-х, но 2018 год явно превзошел даже их.

На «прямой линии» никто не спросил президента, каким образом мы дошли до жизни такой, почему мы наводим порядок на Украине, в Грузии, в Сирии, но не можем установить российскую власть в Саратове.

Владельца «Победа Плазы» зовут Байтемир Шамхалович Шамхалов, ему 67 лет, по происхождению он дагестанец – мы писали о своеобразной репутации дагестанского бизнеса в связи с деятельностью Аркадия Дворковича. Этот заслуженный строитель Российской Федерации известен в первую очередь как генеральный директор строительной компании ЗАО «Шэлдом», имеющей интересы не только в Саратовской, но и в соседних областях. Знал ли он о том, кто «крышует» один из его основных объектов? Трудно в этом сомневаться, у Шамхалова богатая биография – в 2002 году его самого похищали вместе с женой для выбивания денег, да и в целом его деятельность связана со, скажем так, активной силовой конкуренцией.

Наметившееся сращивание этнических бизнес-групп с неустроенными уличными подростками и полная беспомощность полиции перед ними – очень тревожный симптом. А заняться подросткам нечем, потому что, вопреки заявлениям чиновников, с 2013 года население России становится все беднее.

Акцизы в обмен на цены

Локомотивом роста цен выступает бензин, с начала 2018 года подорожавший на оптовом рынке на 20,5% (дизельное топливо), 37,6% (АИ-92) и 38,7% (АИ-95; данные Thomson Reuters Kortes). Розничные цены растут не так быстро – на 10–12%. Свалить проблему на злых частников не получается – главными производителями бензина остаются структуры «Роснефти» и «Газпром нефти», где государство является мажоритарным акционером. Уговаривать монополистов придержать цены отправился вице-премьер Дмитрий Козак. Но если позиции главы «Газпрома» Алексея Миллера в последнее время пошатнулись, то для его коллеги из «Роснефти» Игоря Сечина Козак – это даже не собеседник, а так, флуктуация вакуума. Сырьевики, приносящие государству более двух третей валютных поступлений, в очередной раз указали правительству его место. В результате этого сильно смахивающего на шантаж роста цен акцизы на топливо будут снижены, а значит, бюджет недосчитается очередных миллиардов рублей.

И дотационная Саратовская область тоже недополучит денег и будет вынуждена резать свои и без того убогие социальные программы. Социальная почва для движения А. У. Е. станет еще более плодородной.

Тарифы против инфляции

Официальная инфляция в России за первые пять месяцев 2018 года составила 1,60%. Это вполне укладывается в целевой показатель 4% годовых. Но сейчас будет действовать не только эффект подорожания бензина и, как следствие, всей логистики и всего производства. С 1 июля будут повышены цены на услуги ЖКХ – зимнее повышение отменили ради президентских выборов. И несмотря на то, что формально повышать тарифы выше уровня инфляции нельзя, генерирующие компании и поставщики с легкостью обходят это условие, задирая цены на востребованные услуги и придерживая – на те, доля которых в общей копилке невелика.

Уже известно, что холодная вода станет дороже в среднем на 7,2% и будет стоить 35,4 руб. за кубометр (в каждом регионе свои расценки) вместо нынешних 33,03 руб. Еще сильнее задерут цены на горячую воду – кубометр подорожает в среднем на 10,6%. Это вообще как? Председатель правительства запрещает повышать цены выше определенного уровня, а компании с доминирующей ролью государства в них интеллигентно задирают задние ноги на его запреты. По стране общее подорожание составит примерно 155 рублей в месяц на человека. Самое большое повышение ожидается в Москве и Московской области – здесь с соизволения Сергея Собянина и Андрея Воробьева (или без этого соизволения) суммы в платежках вырастут на 7%. А вот в Дагестане – вотчине Шамхаловых, Керимовых, Магомедовых – всего на 3%.

Популистские выплаты и непопулярные решения

О соответствующем росте доходов не идет и речи. Росстат не дает оперативной информации о зарплатах и доходах, однако сообщает о задолженности по заработной плате – так вот, она растет все пять месяцев 2018 года и превысила сейчас 3 миллиарда рублей; в подавляющем большинстве случаев причиной называют нехватку собственных средств у работодателей.

Иногда, конечно, деньги у работодателей появляются, но при этом как-то странно себя ведут. Перед президентскими выборами подросли зарплаты бюджетников, но уже в мае эти люди, доблестно проведшие выборы, получили суммы на 30–35% меньше, чем в марте. Этот вопрос даже добрался до «прямой линии» Путина, правда, от жителя Якутии, где на трех миллионах квадратных километров живет столько же народу, сколько на 93 кв. км Северо-Западного округа Москвы. Отдаленный регион выбран именно для того, чтобы создалось впечатление «перегибов на местах». Между тем Центробанк подтвердил – значительный рост зарплат в январе-феврале стал результатом единоразовых выплат. Не исключено, что мы имеем дело с косвенным подкупом наиболее дисциплинированных избирателей, хотя под 5.16 КоАП РФ и 141.2 «в» УК РФ это, увы, не подвести. Мозгом этой операции стал, вероятно, посолидневший киндер-сюрприз 1998 года Сергей Кириенко, организовавший в свое время памятный дефолт с четырехкратным падением рубля, а теперь подрабатывающий заместителем председателя Администрации президента.

Неадекватные траты на учителей и врачей в начале 2018 года, несомненно, аукнутся и самим облагодетельствованным, и всему российскому бюджету. Высокие цены на нефть поддержат страну, но на примере бензина мы уже видим стремление перераспределить прибыли от углеводородов: поменьше – правительству, побольше – формально подконтрольным ему компаниям.

Кроме того, впереди, как заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, публикация «пакета непопулярных инициатив». Плюс на носу налоговая реформа.

Уровень жизни в России начал снижаться сразу после 18 марта, и в силу обозначенных выше причин конца этому процессу пока не видно. А значит, бесконечные «Плазы» так и будут охраняться бесплатными, но очень эффективными секьюрити возраста ограниченной ответственности. Арестантский уклад един, и он потихоньку экстраполируется на всю страну.

Полная версия