Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Как активные граждане зарабатывают миллионы на «Активном гражданине»

Пиар от московской мэрии – не столько агитация за Собянина, сколько продуманный и прибыльный бизнес.

Вряд ли найдется москвич в возрасте от 20 до 70 лет, который никогда не слышал бы об «Активном гражданине»: настолько агрессивно продвигают этот сервис столичные власти. В АГ зарегистрировано более двух миллионов пользователей – если бы все они были реальными, можно было бы говорить о полном охвате сколько-нибудь неравнодушных москвичей. Правда, предметы неравнодушия тут обычно мелкие типа покоса травы на 3-й улице Строителей, но все равно наличие площадки для обсуждения и принятия решений – безусловный плюс московским властям.

На всю Россию!

Вот только за всю историю работы этой площадки на ней не было принято ни одного неудобного для этих властей решения. И это настораживает, ибо проблема системная: порой на голосование выносятся вопросы, по которым уже приняты решения.

А теперь московский опыт имитации прямого самоуправления планируется распространить на всю Россию, сообщает «Медуза». Сайт «Активный гражданин. Россия» (как это показательно – Москва неосознанно противопоставляется России!) содержит разделы для каждого региона. Реально, впрочем, проект работает только в Орловской области, на подходе Кемеровская. Но, думается, это просто дело времени – достаточно окрика сверху, чтобы «Активными» стали граждане всех регионов России.

Главный пиарщик «Активного гражданина» – вице-мэр Анастасия Ракова, правая рука Сергея Собянина. Более половины всех ее немногочисленных публичных выступлений связаны именно с АГ. Если бы Ракова умела краснеть, она обязательно сделала бы это в 2015 году, когда выяснилось, что выставленные на голосование в АГ проекты благоустройства улиц уже давно были утверждены в правительстве. Впрочем, на подозрения в правительстве все же отреагировали: провели за 7 млн рублей аудит проекта силами экспертов авторитетной PriceWaterhouseCoopers. Никаких нарушений и накруток обнаружено не было.

Видимо, москвичи действительно всеми силами поддерживают любые инициативы мэра. В конце 2017 года более 10 тысяч человек одобрили результат реконструкции Братиславского парка, который в тот момент был одной огороженной строительной площадкой, так что увидеть эту реконструкцию никто, кроме строителей не мог. А они, как на подбор, совсем не активные москвичи и чаще всего даже не пассивные россияне.

Кстати, пресловутая реновация тоже была горячо одобрена в «Активном гражданине».

Московские власти сообщают, что многие регионы обращались к ним за советами и опытом по работе «Активного гражданина». А вот Московская область не стала перенимать бренд соседей-соперников и сделала собственный сервис, «Добродел». Не исключено, что давление из центра заставит все же «подмосквичей» перейти на единую платформу. Потому что это очень выгодно определенным гражданам, аффилированным со структурами столичного правительства.

С 2016 года другие регионы постепенно стали запускать собственных «Активных граждан» на разнообразных платформах. Но судя по всему, такая вольность не устроила обладателей ноу-хау. В марте 2018 года некое частное лицо зарегистрировало на себя сайт «Активный гражданин. Россия»; оператором этого сайта является компания «Электронная Москва», входящая в разветвленную структуру подконтрольных московской мэрии АО, ООО и ГУПов. Московское правительство подчеркивает, что участие в проекте – бесплатное для всех регионов, однако в Орловской области упоминают о проработке неких «финансовых вопросов». Более того, когда «Медуза» начала отправлять соответствующие запросы, доступ к региональным страницам «активного» сайта попросту закрыли. Значит, не все там так чисто.

Удивительный «Альтарикс»

Разработка приложения «Активный гражданин», в нарушение закона, прошла в 2014 году без конкурса, хотя планировалось потратить на это 53,6 миллиона рублей. В коде продукта фигурирует название компании «Альтарикс» – этот удивительный разработчик постоянно упоминается как создатель программных продуктов для правительства Москвы, хотя на тендерах побеждают совсем другие претенденты.

А вот в 2016 году «Альтарикс» все-таки зашел на тендер – и как «единственный поставщик» получил еще 20,89 млн руб. на доработку своего шедевра. Заинтересованным сторонам этот маневр понравился, и в 2017 году разработчики «выиграли» еще два таких тендера, уже на 109,4 млн руб.: аппетиты растут!

Казалось бы, зачем платить так много? Ответ на этот вопрос дает грязная история, произошедшая в 2017 году, когда программист Леван Квирквелия создал бесплатный электронный дневник для московских школьников, но департамент информационных технологий тут же закрыл ему доступ к данным, так как уже существовал альтернативный, но платный сервис. Создала его компания «Тактик Лабс», которая фактически является альтер эго «Альтарикса» (замечено, что одни и те же люди представляются сотрудниками обеих компаний с полного согласия руководства).

Дальше просим уважаемых читателей внимательно следить за руками.

Владелец «Альтарикса» – некто Денис Николаев из Самары. Ему очень нравится слово «альтарикс», он использует его и в названиях других своих фирм. Одна из них тоже участвовала в московских тендерах, но позже была ликвидирована. А создал эту покойную ныне организацию никто иной как Владимир Егорычев, который числится также среди соучредителей компании «Городские мобильные системы». Помните, как в 2014 году было обнаружено, что короткий номер 7757, через который в Москве оплачивают парковку, принадлежит частной лавочке с кипрскими корнями? Это они и были, «Городские мобильные системы». Вторым их соучредителем стал Даниил Титаренко, одновременно возглавлявший одну из городских компаний, но за неловкость в сокрытии интимных дел парковочной мафии его уволили из структур мэрии.

«Альтарикс» по-прежнему не одинок: по его юридическому адресу в Самаре зарегистрировано еще несколько компаний, и все они участвуют в торгах московского Департамента информационных технологий. В 2016 году все вместе они получили выручку свыше 1,3 млрд руб. – игра определенно стоит свеч!

Подарки для своих

Сколько же стоит «Активный гражданин», зажигающий эти свечи? По официальным сведениям – 20 миллионов рублей, но как это сочетается с упомянутыми затратами на контракты «Альтарикса», не очень понятно. В «Медузе» считают, что специалисты Департамента информационных технологий ошиблись на полмиллиарда, и реальные затраты на проект – 520 миллионов.

193 миллиона из них потрачены на пиар проекта и подарки его пользователям. Скажем, один только PR Inc получил за это 51 миллион рублей, а ведь он продвигает еще и сеть центров услуг со сплагиаченным названием «Мои документы».

Есть еще агентство «Михайлов и партнеры», которое получило 15 млн руб. за «популяризацию достижений города Москвы в области смарт-технологий на международном уровне».

А вот особо интересный тендер – на исследование уровня информатизации регионов. Его объявила целая Администрация президента, а контракт в 12,8 млн руб. достался компании «Кардио-контроль», которая вообще-то работает в сфере здоровья. Можно предположить, что сведения об информатизации нужны были как раз для продвижения «Активного гражданина» в регионы.

Еще одна серьезная статья расходов – подарки пользователям. Директор департамента информационных технологий Артем Ермолаев говорил, что все это делается по бартеру – и, мягко говоря, лукавил: только с начала 2017 года город потратил на «бонусы» свыше 180 млн руб. Скажем, 2612 промокодов для безлимитного интернета в метро были закуплены у пресловутой «МаксимаТелеком», тесно связанной с главой Департамента транспорта, вице-мэром Максимом Ликсутовым.

Популярный вид подарков – билеты на мероприятия. Кошмар в том, что даже когда их организует сама мэрия, билеты все равно закупают у посредников. 936 билетов на фестиваль «Спасская башня», скажем, обошлись казне в миллион рублей.

Социализм с чиновничьим лицом

Сувениры с символикой проекта – тоже интересная статья расходов, которую уж точно не спишешь на бартер. 80% тендеров на изготовление бейсболок и прочих милых мелочей выиграла фирма «Социализм Про Медиа», а всего за четыре года на эти цели потрачено 140 миллионов рублей.

«Социализм Про Медиа» начал свою экспансию после отставки Сергея Капкова с поста главы Департамента культуры столицы в 2015 году, и с тех пор выигрывает буквально все, до чего может дотянуться. «Московский выпускной – 2018»? 43,7 млн руб. «Московский культурный форум»? 49,3 млн руб. Зарегистрировать на себя массу интересных доменов («вахтапамяти.рф», «росволонтер.рф», «велобульвар.рф» и даже «капковмолодец.рф»– бесценно!

Кто же создал столь прибыльный проект? В 2014 году учредителями «Социализм Про Медиа» выступали Василий Овчинников и Михаил Арутюнов. Овчинников – старый ОНФовец, который также работает директором муниципального «Мосгортура». Арутюнов в 2014-15 годах работал в Департаменте культуры Москвы, потом был представителем видного постмодерниста от политики Владислава Суркова.

У «социалистов» те же телефоны, что и у некоммерческой организации «Молодежная инициатива регионов», учрежденной… правильно, Овчинниковым, Арутюновым и еще одним чиновником Владимиром Филипповым, ныне работающим заместителем руководителя департамента культуры. Того самого департамента, который присуждает «Социализму» победы в одном тендере за другим.

Московские департаменты, как правило, не размещают заказы самостоятельно – для этого есть специально обученные люди. В случае с сувенирной продукцией для «Активного гражданина» это Комитет государственных услуг. Заместителем руководителя там работает Алина Арутюнова, жена Михаила Арутюнова. И именно ей доверили курирование «Активного гражданина».

Но в отличие от «Альтарикса», «Социализм Про Медиа» сталкивается с неким подобием конкуренции. Ее постоянным соперником на тендерах является «Стандарт профессиональной организации» (СПО) – и регулярно проигрывает по цене. Генеральный директор компании Юлия Характерова одновременно является индивидуальным предпринимателем, периодически выигрывающим тендеры как раз на изготовление сувениров. Вместо с совладелицей СПО Марией Бабкиной она работает в отделе по молодежной политике частного университета «Синергия».

До «Синергии» подруги работали в Московском финансово-юридическом университете; они плотно сотрудничали с управлением молодежной политики префектуры Северо-Восточного округа Москвы, а возглавлял это управление… Владимир Филиппов! Человек, аффилированный с главным коммерческим конкурентом СПО. Нетрудно догадаться, что перед нами абсолютная имитация тендеров по принципу «свои люди – сочтемся». Кстати, куратором этих проектов был Руслан Черкашин, ныне также работающий в департаменте культуры и в числе прочего курирующий акцию «Вахта памяти» (вспоминаем домены «Социализма»).

Филиппов сейчас в числе прочего курирует в мэрии московские парки. Летом 2017 года руководителям парков было предписано закупить арт-объекты в форме буквы «А», символизирующей «Активного гражданина». Два победителя получили по 17 контрактов, причем каждый из объектов стоит более 350 тысяч рублей (явно завышенная цена на турник или качели). Кто эти счастливцы? Индивидуальные предприниматели Юлия Характерова и Руслан Черкашин.

* * *

Каков клубочек! Под боком у непогрешимого мэра, гордо идущего на двухсполовинный срок, «свои люди» по предварительному сговору открыто делят городской бюджет между собой в рамках поддержки «Активного гражданина». А теперь представьте себе, какие горизонты перед ними откроются, когда проект выйдет на федеральный уровень!

Полная версия