Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Глава московского Роспотребнадзора рассказала, почему «Конкорд» не мог предотвратить дизентерию в садах

Деятельность комбината «Конкорд» не могла стать причиной вспышки дизентерии в Москве, рассказала глава управления Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева в прямом эфире радио «Эхо Москвы».

Напомним, что в декабре прошлого года в двух московских садиках были зафиксированы крупные вспышки кишечного недомогания неизвестного происхождения. Событие вызвало общественный резонанс, породив споры по поводу источников заболевания и виновников случившегося. В том числе, по одной из ранних версий, причиной массового заболевания могла стать некачественная еда, поставленная в школы местным комбинатом питания «Конкорд». В радиоэфире из уст руководителя Роспотребнадзора журналисты узнали, что во время эпидемии делал главный надзорный орган Москвы.

Главная задача контролирующих органов — не столько проверять и штрафовать нарушения, сколько предотвращать их появление, подчеркнула Елена Андреева. Однако, добавила она, в многомилионном городе это не так просто сделать.

Работа ведомства строится по трем основным направлениям: выезды по заранее утвержденному плану, проверки по жалобам граждан и срочное реагирование на эпидемиологические ситуации. Именно последний случай имел место быть в декабре прошлого года.

Со слов Андреевой, о подобных вспышках сотрудники службы узнают через специальную электронную систему. Туда поступают сведения о заболеваниях со всех поликлиник города. Школы и детские сады такой информации предоставить не могут, так как дети в группах и классах могут отсутствовать по разным причинам и единовременно. Основанием для эпидемиологического расследования могут стать лишь заключения врачей о множественных случаях заболевания в одном районе.

Информация о вспышке дизентерии поступила в систему уже вечером 20 декабря, и утром следующего дня сотрудники Роспотребнадзора приступили к проверкам. Установить причину и характер заболевания при первом же осмотре было невозможно, так как еще не были готовы анализы. Предварительный диагноз, который поставили детям: ОКИ — острая кишечная инфекция неясной этиологии. Учреждения закрыли для профилактических мероприятий.

В таких случаях, рассказывает Андреева, главное своевременно выяснить, что же послужило источником болезни и оперативно этот источник устранить. Задача это не легкая, ведь версий пришлось отработать сразу несколько. Врачи готовили анализы, по первичной симптоматике (температура, рвота, колики, понос) подходило сразу множество болезней: норо- или ротавирус, сальмонеллез, гастроэнтерит и даже грипп. Одновременно сотрудники ведомства взяли 187 суточных проб еды из пищеблоков. По нормам пробы хранятся всего 48 часов, спустя этот срок их уничтожают, и установить, был ли возбудитель в еде, уже невозможно. Также на наличие заболеваний проверили весь персонал учебных учреждений.

Тщательно изучив всю информацию об утвержденном меню и поставщиках, сотрудники московского Роспотребнадзора вычислили единый для всех заболевших фактор — продукт, который дети ели 18 декабря. Им оказался творог липецкого молокозавода, в котором выявили плесень и бактерии группы кишечной палочки. Хотя по данным регионального Роспотребнадзора, сотрудники Чаплыгинского завода были здоровы, анализы крови выявили маркеры шигеллы у девятерых работников творожной линии.

Дотошной проверке подверглись также работники комбината «Конкорд», однако признаков заболеваний у сотрудников обнаружено не было, как и источников инфекции на самом производстве. Все претензии, которые были у ведомства к комбинату, не имели прямого отношения к вспышке дизентерии в садиках, подчеркнула Андреева. Также она отметила, что предприятие самостоятельно проверяет поступающую продукцию, однако лабораторно подтвердить качество каждой упаковки просто физически невозможно — срок готовности анализов превышает сроки хранения самой продукции. Проще говоря, через 6-7 дней, к моменту подтверждения, творог уже будет непригоден в пищу. Тем не менее, комбинат со своей стороны предпринял все возможное для недопущения подобных случаев в дальнейшем — разорвал договор с недобросовестным поставщиком и сократил количество поставщиков, оставив самых крупных, что позволяет проводить более тщательный контроль поступающей продукции.

Также Елена Андреева рассказала, что после данного случая было принято решение увеличить время хранения суточных проб до 6-7 суток. Руководитель службы напомнила об уникальной системе контроля качества, которая существует только в Москве: распределительные центры, где проверяют некоторые виды продуктов и питьевую воду перед тем, как отправить их в школы и садики. Благодаря такому контролю ведомству удалось полностью исключить попадания фальсификата в рацион учащихся. Дополнительно всех поставщиков питания в Москве теперь обязали еженедельно проверять кисломолочную продукцию на микробиологические показатели. По всей Москве были проверены поставщики такой продукции, для работы с учебными учреждениями оставили только самых надежных.

Полная версия