Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Грузинский Ил-76 оказался бутовским

Шведские аналитики проследили судьбу грузинского Ил-76, задержанного на днях в Бангкоке с партией оружия. Прежним владельцем борта помимо прочих был и скандально известный Виктор Бут.

Задержанный в Таиланде с партией оружия транспортный самолет Ил-76 не первый раз перевозит вооружение. По данным Стокгольмского независимого международного института исследования проблем мира, до недавнего времени борт был зарегистрирован на компанию Beibars, связанную с сербским торговцем оружием Томиславом Дамняновичем, сообщает Times.

А еще ранее самолет использовался тремя другими компаниями, которые, по данным министерства финансов США, контролировались сидящим второй год в таиландской тюрьме торговцем оружием Виктором Бутом.

Как рассказал специалист стокгольмского института Хью Гриффитс, следящий за деятельностью грузовых компаний, вовлеченных в торговлю оружием, последние владельцы борта в документах ООН числятся поставщиками оружия в Либерию, Серра-Леоне, Демократическую Республику Конго, Сомали, Судан и Чад. «Тайна, окружавшая этот самолет, разрушена. Теперь следователи знают, кого спросить, чтобы найти конечного получателя оружия», -- сказал мистер Гриффитс, чей институт является лидирующей организацией по отслеживанию продаж вооружений в мире.

По данным газеты, Дамнянович – хорошо известный спецслужбам торговец оружием, специализирующийся на его поставках в нестабильные страны. Однако в последнее время он работал в интересах США и занимался поставками оружия в Афганистан и Ирак. По данным ООН, правительствам этих стран он поставлял обмундирование, огнестрельное оружие, гранатометы.

Оружейный делецВ 1996 году самолет, зафрахтованный Дамняновичем и перевозивший запчасти для ливийских истребителей, разбился под Белградом, тогда в авиакатастрофе погиб деловой партнер бизнесмена.
Страна назначения грузинского борта остается неизвестной даже для шведских аналитиков. По мнению Гриффита, продажа Ил-76 грузинской компании Air West показывает, насколько легко торговцы оружием меняют владельцев самолетов, чтобы избежать проблем с законом. «Эти самолеты перемещаются, как стаи перелетных птиц: от одной авиакомпании, например, признанной торгующей оружием, к другой», -- пояснил Гриффитс. По его словам, владельцем самолета сделали грузинскую компанию, чтобы избежать санкций Евросоюза, наложенных на всех грузовых перевозчиков, зарегистрированных в Казахстане, где была зарегистрирована компания Beibars.

«Чушь и бред. На Бута осталось повесить только 11 сентября для полного счастья», -- прокомментировал Infox.ru открытия шведских аналитиков адвокат Виктора Бута Ян Дасгупта.

Прерванный рейс

Ил-76 с 35 т оружия был задержан в субботу утром в Бангкоке. Борт запросил посадки в гражданском аэропорту для дозаправки по пути из Пхеньяна. В ходе досмотра тайские полицейские обнаружили на самолете тайник с гранатометами и компонентами для зенитно-ракетных комплексов. Оружие находилось в 12 специально подготовленных тайниках.

Однако конечный пункт доставки оружия точно не установлен. Самолет с номером 4L-AWA зарегистрирован в Грузии и принадлежит авиакомпании Air West Georgia.

В воскресенье пятерым летчикам, в том числе четверым гражданам Казахстана и одному белорусу, были предъявлены обвинения. Своей вины они не признают, утверждая, что ничего не знали о находившемся на борту оружии. Обвиняемые отказались разговаривать в суде с журналистами. По некоторым данным, в ходе допросов они заявили, что перевозили буровое оборудование.

Полная версия