Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Астроном-любитель снял комету-развалюху

Астроном-любитель из Британии запечатлел фрагментацию ядра ледяной кометы. На глазах у астрономов от кометы, которая три года была известна как единое целое, отвалился кусок.

Любительская астрономия вновь подтвердила мнение, что этой науке остаются под силу открытия, привлекающие внимание и профессиональных ученых, и обывателей. Британскому астроному-любителю Нику Хоувсу удалось запечатлеть необычное астрономическое явление -- распад ледяной кометы.

Открытие было сделано на телескопе Фолкиса, расположенном на горе Мауи (Гавайи), при этом в момент открытия сам астроном находился в английском графстве Уилтшир, сидел дома за столом.

Образовательный проект2-метровый телескоп Фолкиса был построен для образовательных целей, он может наводиться на объекты дистанционно, через интернет. Проект телескопов Фолкиса был создан Университетом Кардиффа, он включает еще одну обсерваторию -- Siding Spring в австралийских горах Варрамбангл.
17 марта, сделав серию из шести снимков открытой еще три года назад кометы C2007 C3, Хоувс обнаружил вторичный сгусток вещества, «преследующий» само ледяное ядро кометы десятой звездной величины. Об этом рассказал Infox.ru доктор Пол Рош, руководитель проекта. Вторая серия снимков, полученная 19 марта, показала, что второй, меньший по размеру кусок все еще преследует комету. «Создав анимацию из последовательности снимков, удалось подтвердить, что вторичный сгусток движется с кометой, а не является звездой на фоне», -- пояснил сам Хоувс.

Обратиться к гавайскому телескопу Хоувс решил после того, как еще 15 марта наблюдал эту комету, находящуюся в созвездии Дракона, в свой телескоп, установленный на заднем дворе своего дома. Тогда он лишь заметил, что у кометы лишь слегка более яркий хвост. «В тот момент я и не думал, с чем это может быть связано», -- сказал астроном.

«Мы восхищены тем, что Ник смог снять такое драматическое событие, как распад ядра кометы. Это говорит о том, что даже астроном-любитель может грамотно использовать такой мощный телескоп. В ближайшие недели мы надеемся привлечь школы к наблюдению за этой кометой, чтобы узнать, что дальше произойдет с этим фрагментом», -- пояснил доктор Рош. По мнению астрономов, расщепление ядер комет -- не такое уж редкое явление, однако обычно это происходит незаметно для астрономов. «Ядра комет очень хрупкие, они часто разделяются, даже когда рядом нет других тел, предположительно из-за термического воздействия на поверхность», -- пояснил профессор Алан Фицзимоннс из университета в Белфасте. «Возможно, все случаи расщепления порождают множество фрагментов, однако видны оказываются лишь самые яркие из них», -- добавил он.

Теперь благодаря Хоувсу ученые намерены взглянуть на разваливающуюся комету через более мощные приборы, в том числе орбитальный телескоп Hubble. Угловое расстояние между ядром кометы и отвалившимся куском составляет 3-5 угловых секунд. «Так что и любители могут наблюдать его (фрагмент), но он очень слабый и виден только в R- и G-фильтрах», -- пояснил Хоувс.

Комета C2007 Q3 Siding Spring была открыта в обсерватории Siding Spring Донной Бертон в 2007 году. В октябре 2009 года комета прошла в минимальной близости от Солнца, расстояние до нее от Земли составляло 1,2 астрономической единицы. Комету можно было разглядеть в бинокль до начала 2010 года, когда она перешла в созвездие Волопаса.