Top.Mail.Ru
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Пригодная для жизни планета умерла в приборном шуме

За две недели, прошедшие с момента обнаружения подходящей для жизни планеты, с нее успели получить сигнал и потерять. Часть ученых считает, что планету «высосали» из приборного шума.

Доклад, опубликованный 29 сентября группой американских астрономов, объявивших об открытии первой условно пригодной для жизни экзопланеты, взбудоражил медийное пространство, научные круги и умы обывателей. Сообщениями, посвященными планете Gliese 581g, кишели мировые СМИ, научно-популярные сайты и социальные сети. За это время с планеты успели получить сигнал. Правда, сама она, кажется, пропала.

Переглядел в небо

Два дня назад австралийский астроном Рагбир Бхатал из университета Западного Сиднея оперативно вспомнил о том, что еще два года назад наблюдал необычные световые пульсации как раз рядом со звездой Gliese 581.

Бхатал входит в австралийское подразделение неправительственной программы SETI по поиску инопланетного разума. «Каждую ясную ночь я иду в обсерваторию и слежу за каким-нибудь небесным объектом. Наблюдая за одним таким объектом, мы обнаружили сигнал. Это был очень четкий сигнал, похожий на зайчик лазера, очень короткий импульс – примерно то, что мы обычно ищем», -- сообщил наблюдатель почему-то не в научный журнал, а таблоиду Daily Mail.

«Я знаю этого ученого… Когда я попросил его сообщить детали, он отказался прислать их мне. Это очень подозрительно», -- заявил журналистам Фрэнк Дрейк, который полвека назад стоял у истоков создания SETI.

Международный астрономический скандал

Наконец, нового масла в огонь подлило заявление, прозвучавшее во вторник в Турине на встрече Международного астрономического союза, посвященной поиску экзопланет. Известно, что открытию Gliese 581g, одной из шести вращающихся вокруг звезды планеты, предшествовали 11 лет скрупулезных наблюдений. Команда Стивена Вогта из Калифорнийского университета отслеживала малейшие сдвиги линий в спектре звезды на спектрометре высокого разрешения HIRES телескопа имени Кека. На нем были выполнены 122 измерения радиальной скорости звезды. Кроме того, ученые 119 раз мерили скорость звезды на спектрографе HARPS в обсерватории Ла-Силья. За время исследований у этой звезды другие астрономы успели найти четыре планеты – b, c, d и e. Планета e была открыта в 2009 году группой астрономов из Женевской обсерватории под руководством Мишеля Майора.

Высосали из шума

И вот во вторник на встрече Союза группа Майора, не понаслышке знакомая с планетной системой Gliese 581, усомнилась в открытии двух новых планет. «После объявления Майора в 2009 году об открытии легкой планеты e, мы собрали 180 дополнительных измерений со спектрографа HARPS, сделанных за 6,5 лет наблюдений», -- заявил на встрече Франциско Пепе, член женевской группы. «Эти данные уверенно подтверждают существование четырех ранее открытых планет – b, с, d и e», -- добавил он. Про его словам, все эти данные не хранят свидетельств существования ни планеты g, ни планеты f. «Причина в том, что несмотря на высокую точность инструмента и большое число точек, амплитуда сигнала от потенциальной пятой планеты очень низка и лежит в пределах инструментального шума», -- пояснил Пепе.

Россыпь планетОткрытие экзопланет путем слежения за качаниями звезды многократно усложняется, если планет несколько.
Женевская команда вбила в компьютер данные со спектрографа HARPS, чтобы оценить статистическую погрешность выявленных сигналов. «Вычисления показали большую вероятность того, что «сигнал» был получен случайным образом из инструментального шума. В свете этого мы не можем подтвердить существование планеты Gliese 581 g», -- заявил Пепе. По его словам, также нет уверенности в существовании и планеты f. «Пепе убедительно показал, что они не видят сильного сигнала от этой планеты. Они верят, что в этой системе только четыре планеты», -- рассказал Infox.ru присутствующий на встрече Астрономического союза астроном Сергей Наякшин.