Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Сатурн наладил с Энцеладом электросвязь

Сатурн установил с одним из своих спутников необычную связь. Ледяная луна создала вокруг планеты электрический контур и постоянно бомбардирует ее заряженными частицами.

Сатурн установил со своим спутником Энцеладом электрическую связь, обнаружили ученые, анализирующие данные с межпланетного зонда Cassini. Открыть интересный феномен позволило наблюдение ультрафиолетовых сияний в полярных областях планеты. О существовании вокруг планеты радиационного пояса ученые предполагали давно, и лишь теперь открытие Cassini смогло подтвердить подозрения астрономов.

Оказалось, что радиационный пояс не симметричен, а связан с шестым по размеру спутником Сатурна Энцеладом, вращающимся на расстоянии 240 тыс. километров. Сатурн постоянно обменивается со спутником электронами, а там, где они проникают в атмосферу планеты, возникают полярные сияния. «Это важное открытие, проливающее свет на связь маленькой луны со своей планетой. Магнитное поле, рождающееся во внутренних частях Сатурна, сильно отличается от полей других планет. В отличие от них, ось вращения Сатурна почти совпадает с осью магнитного поля. Пока мы до конца не понимаем, почему так происходит», -- пояснила Мишель Доэрти из Имперского колледжа Лондона, соавтор исследования.

Межпланетная ЛЭП

Область на северном полюсе Сатурна, которую заставляют светиться заряженные частицы, невелика – по площади она сравнима со Швецией. Обнаружен радиационный пояс во время одного из сближений Cassini с Энцеладом, которых за шесть лет было сделано целых 12. 11 августа 2008 года аппарат приблизился к спутнику на 55 километров. На этой высоте приборы зонда и зафиксировали поток электронов и ионов, идущий со стороны северного полушария Сатурна. Последующий анализ данных показал, что частицы преодолевают путь от Сатурна к Энцеладу за 150 секунд. Существование пояса заряженных частиц ученые связывают с выбросами вещества, ранее обнаруженными на поверхности ледяного спутника. Подобный пояс создает вокруг Юпитера и его известный, вулканически активный спутник Ио.

Астрономы заметили, что поток заряженных частиц, летящих от Сатурна к Энцеладу, нестабилен. Ученые даже смогли синтезировать «звук», которым гудит межпланетная «линия электропередач». Послушать ее звучание можно на странице NASA. «Эти данные подлили масла в огонь старых споров о природе этого активного спутника», -- добавил Абиджейл Раймер, автор работы, опубликовано в Nature.

Энцелад – одно из всего четырех тел Солнечной системы, на которых есть вода (три других – Земля, Марс и спутник Юпитера Европа). Струи водяного льда, которые выбрасываются в космическое пространство из трещин около южного полюса спутника, Cassini обнаружил в 2005 году. Тогда же стало понятно, что из выбросов Энцелада состоит кольцо Е Сатурна.