Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Юную звезду окропил дождь из кристаллов

Астрономы нашли в глубинах космоса завораживающую картину. Мельчайшие зеленые кристаллы выпадают как дождь на рождающуюся звезду.

Космический инфракрасный телескоп имени Лаймана Спитцера разглядел в далеком космосе чудесную картину: на рождающуюся звезду выпадает дождь из мельчайших зеленых кристаллов.

Кристаллы состоят из оливина – высокотемпературного минерала, встречающегося в земной мантии и в составе метеоритов. Астрономы впервые встречают оливин в холодном сжимающемся пылевом диске вокруг звезды и пытаются понять, откуда он там взялся. Ученых смущает то, что температура пылевого облака, где обнаружены кристаллы, составляет всего минус 170 градусов Цельсия. Вероятно, в образовании кристального дождя немаловажную роль играют джеты (струи) газа, вылетающие от звезды. «Для образования таких кристаллов необходима температура горячей лавы. Мы считаем, что эти кристаллы образовались рядом с поверхностью формирующейся звезды, затем были подняты вверх, где температура ниже, и в конце концов снова опустились вниз, как блестки», -- пояснил Том Миджит из Университета Огайо в Толедо.

Изумрудный дождь

Такую картину представили себе астрономы, проводя спектральные измерения области вблизи нарождающейся звезды HOPS-68 в созвездии Ориона. Кристаллы дождя размером в несколько десятков микрон представлены в виде одной из форм оливина – форстерита. Этот минерал встречается и в составе зеленоватых песков гавайских пляжей, и в далеких галактиках. Благодаря миссиям NASA Stardust и Deep Impact подобные формы оливина были обнаружены в составе комет Солнечной системы.

«Если бы вы попали внутрь этого сжимающегося облака, то оказались бы в полной темноте. Однако мельчайшие кристаллы перехватывали бы любой свет, искря зеленым цветом на темном фоне», -- пофантазировал Чарльз Поте, автор исследования.

Ранее кристаллы форстерита были найдены в закручивающихся протопланетных дисках вокруг молодых звезд.

Открытие ученых способно объяснить присутствие этих кристаллов на кометах. Кометы образуются в холодных областях, где температура ниже 7000С, необходимых для формирования кристаллов. Ученые считают, что изначально кристаллы образуются гораздо ближе к звездам, а затем джетами выносятся к более холодным окраинам. «Такие инфракрасные телескопы, как Spitzer и Herschel, показывают, как различные ингредиенты смешиваются и образуют планетные системы», -- добавил Билл Дэнчи из штаб-квартиры NASA в Вашингтоне.