Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Экзопланету-невидимку нашли, как Нептун

Астрономы совершили открытие, сравнимое по значимости с открытием полтора века назад планеты Нептун. Они освоили новый способ поиска экзопланет.

Как известно, Нептун был обнаружен в середине XIX века благодаря математическим расчетам, которые провели астрономы Джон Адамс и Урбен Леверье. Ученые заметили, что астрономические таблицы, предсказывавшие движение Урана, седьмой планеты Солнечной системы, не совсем точны. Что-то отклоняло Уран от расчетного движения, и ученые предположили, что его притягивает другая, невидимая планета. Рассчитав координаты невидимки, астрономы навели телескоп в нужную область неба и обнаружили восьмую планету. Так был открыт Нептун, расстояние до которого лишь в 30 раз превосходит орбиту Земли вокруг Солнца.

Подобный трюк провернули астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, правда в планетной системе, которая отстоит от нас на 650 световых лет. Группа ученых под руководством Сары Баллард (Sarah Ballard) занимается поиском экзопланет по данным, присылаемым на Землю телескопом Kepler. Этот охотник за другими мирами месяцами вглядывается в далекие звезды, пытаясь заметить их мельчайшие затмения пролетающими мимо планетами. Таким ставшим уже рутинным методом и была открыта планета, вращающаяся рядом со звездой Kepler-19 в созвездии Лиры. Ученые выяснили, что планета, названная Kepler-19b, проходит на фоне звезды каждые 9 дней и 7 часов. Расстояние от нее до звезды составляет более 14 млн километров. По словам ученых, планета более чем в два раза превышает по размерам Землю и может напоминать Нептун.

Сбилась с ритма

Если бы планета вращалась вокруг звезды в одиночку, то по времени миганий звезды можно было бы сверять часы. Однако оказалось, что затмения происходят то на 5 минут раньше, то на 5 минут позже положенного срока. Так ученым стало ясно, что планету Kepler-19b периодически то подгоняет, то тормозит своим притяжением невидимая планета-соседка.

«Это похоже на то, как если бы вас разыгрывали, звоня в дверь и убегая. Вы знаете, что там кто-то есть, даже если не видите никого за дверью», -- рассказала Баллард.

Однако пока что астрономы не могут сказать о природе второй планеты Kepler-19с ничего определенного, ведь она по-прежнему (как, впрочем, и подавляющее большинство открытых экзопланет) остается невидимой. Ее массы недостаточно для того, чтобы методом допплеровской спектрометрии зафиксировать отклонения звезды-хозяйки. Да и свет этой звезды она не заслоняет. Это указывает на то, что ее орбита наклонена к орбите Kepler-19b.

«Нашим данным соответствует несколько возможных вариантов. Либо Kepler-19c – твердая планета с пятидневным периодом обращения, либо газовый гигант со 100-дневным периодом», -- пояснил соавтор исследования Дэниель Фабрикки (Daniel Fabrycky) из Калифорнийского университета в Санта-Крузе. Ученые намерены продолжить накапливать данные о миганиях звезды Kepler-19, чтобы понять природу второй планеты. Дополнительные наблюдения позволят определить ее орбиту и оценить массу. Работа ученых принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal.