Top.Mail.Ru
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Экзопланеты переживают звездный катаклизм

Большой южно-африканский телескоп (Southern African Large Telescope) – крупнейший оптический инструмент в Южном полушарии, позволил астрономам сделать важное открытие. Впервые планета, а точнее, сразу две, найдены обращающимися вокруг экзотического объекта – катаклизмической переменной.

Большая часть найденных экзопланет вращается вокруг одиночных звезд. Однако уже сегодня астрономам известны случаи, когда хозяйками планет оказывались звездные пары, белые и коричневые карлики, а недавно было доказано существование и вовсе «бездомных» экзопланет.

Семейный катаклизм

Катаклизмическими переменными астрофизики называют двойные звезды с очень коротким орбитальным периодом. В таких системах маломассивный компонент, как правило, красный карлик, заполняет свою полость Роша и изливает собственное вещество на второй компонент – тяжелый белый карлик. Поскольку падающее вещество обладает определенной вязкостью и угловым моментом, вещество не падает непосредственно на белый карлик, а образует вокруг него аккреционный диск.

На катаклизмических переменных возникают различные виды вспышечной активности. Вспышки могут рождаться переносом массы на один из компонентов, нестабильным потоком вещества и термоядерными реакциями на белом карлике. Каждая пятая известная катаклизмическая переменная -- это поляр, в таких системах белый карлик сильно замагничен и вращается синхронно со звездой-компаньонкой. Изучать подобные объекты удобнее всего, когда луч зрения земного наблюдателя лежит в плоскости вращения обоих компонентов, то есть система является затменной.

Одним из таких затменных (а известно их всего 15) объектов является поляр UZ Fornacis, орбитальный период которого равен двум минутам.

Полярные дети

Наблюдая за этим объектом, доктор Стивен Поттер (Stephen Potter ) с коллегами из Южноафриканской астрономической обсерватории (South African Astronomical Observatory) обнаружили, что взаимные затмения двух компонентов происходят нерегулярно. «Наличие двух планет является реальным решением этой проблемы», -- пояснил Поттер. По словам ученых, планеты, вызывающие возмущения у своих «родителей» имеют периоды обращения 5 и 16 лет, а массу – 6 и 8 масс Юпитера соответственно. Ученые до конца не уверены в своем открытии, наличие двух планет должны подтвердить дальнейшие наблюдения.

«Если подтвердится, что возмущения рождаются третьим и четвертым телом, то можно утверждать, что эти планеты рождены либо в общей протозвездной оболочке этой системы, либо в диске, образованном из этой оболочки», -- пояснил Поттер.