Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Самый далекий квазар поставил пробу юной Вселенной

Европейские астрономы нашли самый далекий и яркий квазар во Вселенной. Объект испустил свет всего через 770 млн лет после Большого взрыва.

Открытием нового объекта из разряда «самый-самый» порадовали научный мир европейские астрономы. При помощи чилийского телескопа VLT они обнаружили самый далекий на сегодня квазар, который был свидетелем рождения первых галактик и звезд во Вселенной.

Квазары – наиболее яркие ядра активных галактик, в центрах которых находятся сверхмассивные черные дыры. Эти компактные области пространства имеют размеры порядка Солнечной системы и могут светить ярче, чем все звезды галактики вроде нашего Млечного пути. Падение газа на тяжелые черные дыры, масса которых составляет миллиарды масс Солнца, провоцирует мощное энерговыделение, что делает квазары самыми яркими объектами во Вселенной. Анализ спектра объекта ULAS J1120+0641, показал, что его свет, пришедший в наши дни на Землю, был испущен им 770 млн лет спустя после Большого взрыва.

Активный свидетель

Этот квазар не самый далекий из обнаруженных на сегодня объектов – первенство в этом принадлежит галактике, испустившей свет 480 млн лет спустя после Большого взрыва. Зато из наблюдаемых объектов такого типа он не только самый далекий, но и самый яркий – в 1013 раз ярче Солнца!

«Этот квазар ставит важную пробу ранней Вселенной. Это очень редкий объект, который поможет нам понять, как сверхмассивные черные дыры росли в первые сотни миллионов лет», -- пояснил Стивен Уоррен (Stephen Warren), автор исследования. Предыдущий рекорд был поставлен квазаром, испустившим свет 870 млн лет спустя после Большого взрыва – на сто миллионов лет позже. Находить такие далекие квазары – очень сложная задача, ведь из-за расширения Вселенной их свет доходит до нас миллиарды лет спустя уже в инфракрасном диапазоне. Согласно современным моделям эпоха между 150 и 800 млн лет после Большого Взрыва являлась периодом реионизации. В те времена ультрафиолетовый свет первых народившихся звезд ионизировал нейтральный водород, заполнявший Вселенную, и делал ее прозрачной для излучения.

«Для изучения эпохи реионизации этот квазар дает уникальную возможность закрыть брешь в 100 млн лет истории, которая ранее существовала», -- добавил Брэм ВиниИанс (Bram Venemans), соавтор работы, опубликованной в Nature.