Москва
18 ноября ‘19
Понедельник

Средний класс в России обмельчал и обеднел

За пять лет российский средний класс сократился почти на 20%, следует из исследования Альфа-банка.

В 2014 году к среднему классу в России можно было отнести 37% граждан. В общем доходе домохозяйств их доля составляла 48%. В этом году к нему можно отнести только 30% россиян с долей 39%, говорится в отчете банка.

По словам экономистов, в последнее десятилетие реальные доходы отечественного среднего класса не менялись. В то же время более бедные улучшили свое положение на 4%, а более состоятельные — на 11%. Группа начала утрачивать экономическую состоятельность и стала более уязвимой.

Эксперты отметили, что в России нет четкого определения среднего класса. Они отнесли к этой группе людей с доходами 110–250% от медианного дохода (39–99 тысяч рублей в месяц). Его представителей также отличает возможность покупать дорогостоящие товары вроде машин.

Экономисты указали на обеднение группы, о чем свидетельствуют ее расходы. В 2013-2018 годах ядро среднего класса стало тратить на питание на 3% больше. Эта тенденция характерна и для беднейшего населения. При этом расходы на образование и туристические поездки упали на 1-2%.

Группа стала менее рискованной: она не очень стремится открывать свой бизнес, почти не участвует в «кредитном буме» и предпочитает работать на госслужбе. Сегодня 15% представителей среднего класса трудятся в этой сфере (15 лет назад — 10%). В 2017 году только 17% представителей группы хотели бы заняться своим делом, а 46% предпочли бы простую работу со стабильной и маленькой зарплатой.

Падение доходов среднего класса отличается ситуацию не только в России, говорится в докладе. С начала 1980-х годов их медленный рост наблюдается во всех развитых странах. Особенности российской ситуации связаны еще и с корректировкой поведения граждан. Так, актуальные доходы группы от самозанятости в два раза ниже, чем в среднем по стране (5% против 9%). Желающих вести бизнес в РФ насчитывается только 12%, а в западных странах — 57%.

Мы рекомендуем

Полная версия