Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Кричевский объяснил, чем социальная справедливость отличается от социализма

Экономист Никита Кричевский сформулировал пять шагов установления социальной справедливости как национальной идеи в России.

Сегодня все чаще стали звучать требования социальной справедливости. Однако четкого представления о содержании этого термина у россиян нет. Из-за этого ее часто путают с социализмом, отметил эксперт в колонке для «МК».

Отличия социализма и капитализма

По его словам, в экономическом смысле социализм предполагает нахождение средств производства в госсобственности (колхозной), централизованное планирование и ценообразование. Это означает, что «Москве лучше знать, сколько и по какой цене выловят рыбы на Дальнем Востоке», пояснил специалист.

Капитализм отличает наличие разных форм собственности на средства производства, индикативное планирование и рыночное ценообразование. Других отличий между социализмом и капитализмом в экономическом плане нет, в том числе в определении ценности рабочей силы, отметил автор.

По его оценке, для современного капитализма характеры социалистические черты: масштабный госсектор (особенно в промпроизводстве, добывающих отраслях и инфраструктуре), устойчивое индикативное планирование («японское чудо» или «азиатские тигры») и ценовое регулирование, включая антимонопольное (закон Джона Шермана в США, из-за которого разделили Standard Oil Джона Рокфеллера).

О социальной справедливости

По мнению Кричевского, справедливость в социально ориентированной рыночной экономике предполагает равенство прав, свобод и возможностей людей; эффективное распределение (перераспределение) богатства для уменьшения социального и экономического неравенства, а также обеспечение межличностного взаимодействия.

Движение к справедливости обеспечивается через государство, роль которого важна для каждого из указанных пунктов. Если оно не выполняет этой роли, то у граждан возникает недоверие. Оно распространяется на бизнесменов, чиновников, простых граждан, отношение людей к другим странам. Сейчас в России можно наблюдать накопление недоверия. Апатия, которую сегодня тоже характерна для российского общества, произрастает оттуда же, добавил экономист.

При этом в равенстве прав и свобод речь идет не только о демократических прицнипах, но и об отказе от соперничества в потреблении и исключаемости в доступе к возможностям.

Распределение доходов может возмутить обеспеченных людей, которые вряд ли захотят делиться нажитым. Им нужно понять, что успех одного человека на 90% состоит из того, что ему передали его предки, учителя и сограждане, пояснил автор. Он также привел в пример, как президент США Франклин Рузвельт утверждал социальную справедливость для вывода страны из депрессии через повышение налогов.

Под обеспечением государством межличностного взаимодействия Кричевский понимает коллективное предпринимательство. Он указал на процветающие в России правовой беспредел, «стеклянной потолок» для молодых предпринимателей, утечку кадров за границу.

Кричевский также выделил пять шагов для установления социальной справедливости как национальной идеи. Первый предусматривает обеспечение целостности РФ в политическом, экономическом, социальном, инфраструктурном плане. Второй нацелен на улучшение официальных и неофициальных правил и создание условий для реализации людей. Третий предполагает макроэкономическую стабильность, развитие конкуренции и протекционистскую поддержку реальной экономики. Четвертый — справедливое перераспределение богатства, солидарность между поколениями, полная занятость. Пятый направление на развитие обратной связи.

«Каждому — не по труду, а по заслугам», — заключил экономист.

Полная версия