Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Несерьезная проблема»: власти России оценили масштабы домашнего насилия

Правительство РФ считает, что масштабы домашнего насилия в стране сильно преувеличены.

Об этом говорится в ответе Министерства юстиции РФ на запрос ЕСПЧ, который рассматривает дела четырех россиянок. Суд объединил эти дела и направил вопросы по ним летом нынешнего года.

Иски переживших насилие женщин

ЕСПЧ рассматривает дела женщин, пожаловавшихся на неспособность российских властей защитить их от домашнего насилия и дискриминации. Их истории получили широкий резонанс. Наталью Турникову избивал партнер. Он попытался сбросить ее с 16-го этажа, женщина ударила его ножом. Ее признали виновной в причинении тяжкого вреда здоровью, но амнистировали. Елене Гершман отказали в возбуждении уголовного дела в отношении супруга, который избивал ее. Она пережила девять эпизодов насилия, позже экс-супруг похитил дочь и увез ее в другую страну. Полтора года мать не видела ребенка. Ирина Петракова пережила избиения и изнасилования со стороны мужа. Он преследовал ее после развода, избил на выходе с судебного заседания. Ему назначили только общественные работы, а позже отменили единственное наказание. Маргариту Грачеву избил муж после ее предложения развестись. Полиция проигнорировала обращение женщины. После он вывез ее в лес и отрубил кисти руки. Мужчину отправили в тюрьму на 14 лет.

Женщины подали документы в ЕСПЧ независимо друг от друга. Это произошло в разные годы, отметила защитница Гершман Ольга Гнездилова. Дела говорят о схожих нарушениях, поэтому суд объединил их.

Представители ЕСПЧ спросили российские власти о существовании в стране законов «для наказания за все формы домашнего насилия и обеспечения гарантий для жертв», а также о признании масштабов и серьезности проблем домашнего насилия и дискриминации женщин. Они также поинтересовались, есть ли в России системная проблема нарушения прав женщин, которая требует общих мер. Если ЕСПЧ вынесет решение, то РФ получит список рекомендаций для выполнения, отметил Гнездилова.

«Серьезность и масштабы преувеличены»

«Коммерсант» изучил ответ юридического ведомства на вопросы Европейского суда. Его направили в конце октября. В нем отмечается, что посягательства на граждан любого пола караются вне зависимости от того, кто совершил насилие. Семейное насилие никогда не выделяли в отдельное преступление, признается в документе. Авторы пояснили, что российские законы имеют 40 уголовных и пять административных положений, затрагивающих вопросы насилия.

Представители ведомства признали, что «явление насилия в семье» существует в России, как и в других государствах. Однако «масштабы проблемы, а также серьезность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин в России достаточно преувеличены», говорится в ответе.

Авторы отметили отсутствие доказательств того, что большинство подвергающихся насилию в РФ являются женщинами. Более того, они предположили, что «жертвы мужского пола больше страдают от дискриминации в таких случаях». Неожиданный вывод авторы объяснили тем, что мужчины находятся в меньшинстве и никто не ждет от них просьб о помощи, особенно если их избили женщины. Далее они привели статистику о насильственных преступлениях, согласно которой большинство пострадавших от этого являются мужчинами. Как эта статистика относится к домашнему насилию — не уточняется.

В письме также утверждается, что Россия создала правовую базу для эффективного решения проблемы домашнего насилия. В этой связи правительство заявило, что нет необходимости принимать отдельный закон по этой проблеме. По оценке Минюста, российское законодательство рассматривает чрезмерное вмешательство государства в семейную жизнь как нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Авторы также обвинили женщин, подавших иски в ЕСПЧ, в том, что они «неверно истолковывают» проблему семейного насилия в РФ и «подрывают» существующие механизмы и старания властей для улучшения ситуации.

Реакция адвокатов

Ольга Гнездилова заявила о несогласии с позицией Минюста. По ее словам, практика показывает недостаточность существующих законов для защиты женщин. Дела четырех заявительниц демонстрируют слабость системы. Она отметила, что насилие не является вопросом «семейной жизни». Государство обязано защищать людей, которые проживают на его территории. Вмешательство в семью возможно с целью защиты прав и жизней граждан, подчеркнула защитница. Она рассказала, что разочарована заявлением властей о якобы преувеличении проблемы. Гнездилова предположила, что авторы ответа не понимают проблему домашнего насилия и не владеют статистическими данными, согласно которым большинство переживших такое насилие — женщины.

Адвокат Мари Давтян, которая представляет в ЕСПЧ интересы Петраковой и Грачевой, назвала ответ российских властей «троллингом». Его невозможно серьезно обсуждать. Она состоит в рабочей группе по разработке закона о домашнем насилии. По словам Давтян, на заседаниях сотрудники юридического министерства не возражают против проекта. Возможно, ответ в ЕСПЧ писал другой департамент, из-за чего наблюдается непоследовательность, добавила она.

Полная версия