Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Дискуссии об МСЗ не будет, если построить завод напротив Кремля — эксперт

В Госдуме предложили приравнять сжигание отходов с последующей выработкой тепла к переработке мусора.

Поправки к законам подготовил экокомитет нижней палаты парламента, сообщает «Коммерсантъ».

Действующие положения дают производителям и импортерам выбор: самостоятельно утилизировать отходы или платить экосбор. Средства сбора расходуются в рамках субсидий регионам. Предложенные поправки заменят эти положения. Они предлагают расплывчатую формулировку о том, что деньги с экосбора будут расходовать в «порядке, установленном бюджетным законодательством РФ». Его должен утвердить кабмин.

Один из авторов закона об отходах, бывший депутат Максим Шингаркин сообщил Infox.ru, что попытки провести подобные изменения уже были. Однако Минприроды хватило компетенций, чтобы их нейтрализовать.

Что не так с мусоросжиганием

Мусоросжигание не соответствует терминологии в законе, оно не может являться утилизацией. Выработка тепла тоже не равна утилизации отходов, иначе можно было бы говорить об утилизации угля, нефти, газа или бензина в автомобиле, подчеркнул эксперт. Утилизация предполагает вторичное использование свойств предмета. К примеру, из пластиковой бутылки можно сделать шпалу, из тряпки — специализированную бумагу. Утилизация включает в себя переработку, напомнил собеседник агентства.

Шингаркин обратил внимание на опыт ЕС, поскольку по количеству и качеству отходов Россия близка к нему. К 2040 году Евросоюз планирует полностью отказаться от этой технологии. Мусоросжигание не соответствует практике государств с похожими структурами отходов, которые технологически опережают РФ, пояснил он.

Кроме того, сжигание мусора антиэколгично: в результате него образуются диоксины. Принципиальное отличие российских МСЗ от европейских в том, что в них сжигают комбинированные отходы. Это приводит к повышенному образованию вредных веществ. В цикле обращения с отходами, допускающем сжигание отходов, оно занимает последнее место после раздельного сбора, сортировки и т.д. В отечественной системе сжигание стоит в начале цикла, так как сжигают несортированный мусор.

Эксперт привел статистику по Москве и Подмосковье, измеренную в годовых европейских нормах. По его словам, совокупной разрешенный объем выбросов диоксинов для работающих в Москве МСЗ № 3 и 4 — 200 миллионов годовых евронорм. В Мособласти планируют открыть 4 завода — это 800 миллионов годовых евронорм.

«Травить будут Москву и Подмосковье. Умрут все, включая президента, раньше времени. После того, как построят (заводы), президентов будем менять как перчатки, потому что больше 20 лет никто не просидит», — отметил собеседник Infox.ru.

МСЗ напротив Кремля

По мнению экс-парламентария, дискуссия о создании МСЗ закончилась бы, если бы первый столичный завод построили недалеко от загородной резиденции президента РФ, а второй — напротив Кремля. Первый должен дуть «строго на Рублевку», второй — на Кремль, где работает президент. В этом случае протестов было бы меньше. Если президент покажет, что он работает рядом с заводом и дышит этим воздухом, то вся Россия согласится на сжигание, полагает эксперт.

По прогнозу Шингаркина, поправки примут, потому что в России пренебрегают общественным мнением. Люди с деньгами покинут Россию. А репутации у должностных лиц, которые должны противостоять поправкам, не осталось. Но удастся построить только два-три завода, после чего «финансовая пирамида рухнет». Ее инициаторы сбегут, их объявят в розыск по линии Интерпола. В это время в стране поменяется власть, заводы запретят, но в тюрьму никого не посадят: одни откупятся, другие сбегут, третьи окажутся пенсионерами, считает собеседник.

Он добавил, что через два-три года на улицах будут многомиллионные митинги, на которых обязательно будут говорить об МСЗ. Действующим представителям власти предъявят упрек в геноциде из-за строительства мусоросжигающих заводов. Прямо сейчас люди не готовы выйти на улицы, но когда они выйдут, то вспомнят про МСЗ. Это связано с тем, что у их «детей отбирают будущее», заключил Максим Шингаркин.

Полная версия